Аромат неизведанного (Андрей Стамболи)


Загрузить mp3-файл

Гость эфира - известный писатель, исследователь Андрей Стамболи, автор интереснейшей версии - гипотезы и автор одноименной книги «Наполеон в поисках чаши Грааля». Мы уже беседовали с писателем в одной из передач, и разговор этот вызвал огромный интерес слушателей и обширную почту, которая свидетельствует: наши слушатели стали разбираться в истории войны 1812-го года, с которой все оказалось не так просто и уж во всяком случае интереснее, чем пишут в учебниках. Каковы творческие планы писателя, будет ли продолжение исследования истории Наполеона, и чем Андрей Стамболи занимается сейчас?

СТАМБОЛИ: Продолжение, естественно, будет; все повествование постепенно перемещается в Африку, куда стремился Наполеон и где находится чаша Грааля. Надо оправдывать название книги, потому что первая часть, которая вышла, - она называется "Московский набег", - была в основном посвящена историческим фактам, хорошо известным по учебникам. А целью ее было привлечь внимание к, казалось бы, хорошо известным фактам и показать, что все было немного не так. Вторая часть будет более спокойного, повествовательного характера, в ней будут рассмотрены африканские корни всей проблемы.

- А что есть в конце концов чаша Грааля?

СТАМБОЛИ: Сколько бы я ни разговаривал с исследователями, все говорят по-разному, поэтому в моем понимании это просто система символов, которая позволяет управлять всем миром. И в каком-то физическом виде она не существует...

- Дэн Браун написал, что сей священный сосуд - не что иное как женщина...

СТАМБОЛИ: У меня она - и древо, и чаша, и женщина. Я уже говорил, что в моем понимании памятник на Мамаевом кургане - тоже чаша Грааля: в руке Родины-матери - меч, перед ней - чаша огня, а стоит она на могиле павших воинов. А все вместе - это полное собрание символов чаши Грааля. Кроме того, Распятие в любом храме, любой храмовый престол; чаша Грааля - чрезвычайно многомерное понятие...

- В интернете появилось сообщение, что ты работаешь над книгой "Ароматы любви", посвященной парфюмерии. Парфюмерия - тоже часть "Неизвестной планеты"?

СТАМБОЛИ: Конечно! Все, что нам не известно о парфюмерии, составляет огромный пласт культуры: сейчас практически нет людей, которые парфюмерией не пользуются, но что именно они при этом делают, люди вряд ли понимают. Женщина, покупающая духи, руководствуется в основном рекламой, именем фирмы, названием, ценой, - абсолютно внешними признаками, даже не представляя себе, что происходит в этот момент. Сейчас получает распространение новое явление - ароматерапия; начинают использоваться чистые вытяжки из цветов, чей запах воздействует на подсознание человека, меняя его в нужную сторону. Скажем, улучшать настроение, самочувствие, даже лечить какие-то заболевания, в первую очередь психические расстройства.

- Получается, если рассматривать историю парфюмерии как историю некоего культурного, цивилизационного феномена, в его основании лежат какие-то сакральные мотивы?

СТАМБОЛИ: Как и во всем. И музыка, и живопись имеют сакральные мотивы, практически любое культурное явление исходило из сакрального, религиозного значения. Да и само слово perfume означает "для курения" - ароматические смолы добавлялись в священный огонь, воздействуя на подсознание людей, проходивших инициации, исполнявших ритуалы.

- Но это могли быть и наркотические вещества? И как это связано с парфюмерией, которая нам знакома в повседневном обиходе?

СТАМБОЛИ: Обряды контролировал человек, знающий, что делает, допустим, верховный жрец разрабатывал рецептуру ароматических добавок. Можно проследить, как постепенно менялось отношение к парфюмерии. Вначале ароматические добавки клались непосредственно в огонь. Потом их начали варить в котлах; мы знаем, что в наши дни раз в четыре года в Донском монастыре Русская Православная церковь варит миро - священное вещество, которое используется в таинстве крещения: новокрещенному младенцу вещество крестообразно наносится на лоб, на руки... Миро - обычно говорят, драгоценное миро - имеет глубокое сакральное символическое значение, открывая ум человека к разумению Евангелия, руки - для делания Христова дела, ноги - чтобы идти божественными стопами. Все имеет очень глубокий смысл.

Но что интересно: когда нам показывают средневековых ведьм, которые варили приворотные зелья, мы видим явление подобного порядка. Конечно, нужно учитывать, что ингредиенты были иными, вплоть до лягушачьих лапок и змеиных хвостов. Вот этим и привораживали мужей и возвращали суженых...

- Так это и есть начало парфюмерии?!

СТАМБОЛИ: А собственно, для чего женщины наносят на кожу духи? Ведь в основном это была "женская отрасль", мужчин она коснулась, можно сказать, в последние годы. Это и есть "приворотное зелье", усиливающее привлекательность человека...

EN