Балахон по имени Смерть (Ричард Бах)


Загрузить mp3-файл

Продолжаем диалоги с Ричардом Бахом: фильм, снятый об этом американском летчике и писателе, возможно, будет показан и в России. Некоторые моменты в фильм не вошли, - телевизионный формат ограничен.
Поговорим с Ричардом Бахом об авиации, его военных и гражданских друзьях-летчиках. Им всем уже за семьдесят, но тем более любопытно послушать, что эти люди рассказывают о своих боевых вылетах и о том, как они воспринимают авиацию в качестве цивилизационного феномена. Итак, Ричард Бах, - монологи...


Ричард БАХ: Если у вас есть всего хотя бы сто пятьдесят метров взлетно-посадочной полосы, то вы уже можете посадить свой самолет и, скажем, устроить пикничок с приятелями под крылом самолета. А вот если ты военный летчик, такие привилегии тебе недоступны, и ты можешь поделиться мыслями разве что со своим коллегой; никаких пассажиров, - для них просто нет места...

Мне потребовалось немало времени, чтобы понять: гражданские полеты - это и есть самое настоящее приключение. Конечно, элемент приключения есть и в военных вылетах, но там все скрыто очертаниями черного балахона по имени Смерть, и ты как бы слышишь слова: оставаясь здесь, ты осознаешь всё величие смерти...

Пилотские байки.

Ричард БАХ: Иногда схватка в воздухе - прежде всего схватка со своим собственным самолетом. Приведу пример. Вот здесь, вокруг турбины, есть маленькая красная линия. Эту турбину раскручивают триста маленьких лопастей, и она очень сильно нагревается. Был случай, когда со мной в звене летел один из пилотов, и одна из турбин развалилась и, вылетая, вырубила обе гидравлические системы управления. Такое происшествие невозможно даже представить себе; то есть он летит, а штурвал заклинивает. Всё! Контроль над самолетом нулевой...

До этого на занятиях мы шутя спрашивали друг друга: а что будет, если вырубается не только основная, но и вспомогательная система управления? Ну, - отвечали нам, - такого никогда случиться не может... Так что в данной ситуации у бедного Эда Карпонелла (так звали летчика) не оставалось иного выбора, кроме как катапультироваться. При этом он успел подумать, куда упадет самолет. Конечно, он сделал всё возможное, поддал газу, чтобы самолет улетел как можно дальше в поля. Но самолет, разумеется, валится колом в землю, падает тут же в лесу, образуя большую воронку... Надо всегда помнить, что может произойти любая авария, независимо от того, насколько ты привык к этой машине и насколько хорошо ты её знаешь...

Иногда самолет может начать "шутить" с тобой. Например, у того Т-33 датчик перегрева располагался прямо под выхлопным соплом, что вообще-то не очень хорошо, неправильно. Время от времени датчик самопроизвольно перегревался, и на приборной панели загоралась красная лампа: пожар! А ты летишь, замечаешь сигнал, думаешь, что у тебя за спиной всё загорелось, и начинаешь придумывать, что теперь делать... Такие вот "шутки"...

EN