Электромобили: грядёт революция? (Андрей Врацкий)


Загрузить mp3-файл

Выслушаем человека, который утверждает, что мы уже живем в будущем. Наш гость - Андрей Врацкий, основатель российского клуба "Тесла", специалист в области интернета и высоких технологий. Все чаще в новостях, да и в разговорах можно услышать, что двигатели внутреннего сгорания в автомобилях то ли уже не нужны, а их производство продолжают корпорации, заинтересованные в прибыли от продажи нефти, то ли двигатели внутреннего сгорания на всех видах транспорта вот-вот будут заменены электричеством. А что происходит на самом деле?

Андрей ВРАЦКИЙ: На самом деле это постепенно уже происходит. Те же электромобили, - если лет пять назад их не было вообще - при слове "электромобиль" возникали ассоциации разве что с тележками для гольфа или совсем убогими средствами передвижения, - то потом пошли первые "зеленые ростки". То, что происходит сейчас, - это полпроцента от мирового производства. Это уже не ноль, но, конечно, жалкие крохи на фоне того, сколько производится дизелей и бензиновых двигателей. И весь вопрос сводится к тому, насколько интенсивным будет этот прогресс: если удастся преодолеть барьер в пять процентов от общего производства, то дальше процесс будет развиваться лавинообразно. Пока же прогресс линейный; - пока индустрия не перестроилась, то есть чистые электромобили выпускают буквально пять производителей (а основных мировых производителей - пятьдесят).

- Пять процентов... И когда же этот Рубикон удастся преодолеть?

Андрей ВРАЦКИЙ: Оценки разные. Оптимисты считают, что скоро, году к 20-му, пессимисты - что не преодолеют и к 40-му...Я думаю, что истина лежит где-то посередине: нам понадобится еще лет десять...

- Изменение транспортного контекста существования современной цивилизации вообще может привести к смене парадигмы, как любят говорить философы...

Андрей ВРАЦКИЙ:  Парадигма сейчас изменяется в трех направлениях. Во-первых, - переход на электричество от двигателей внутреннего сгорания. А там все другое. В чем основное отличие электрического двигателя от бензинового? В том, что зарядка занимает отнюдь не две минуты: чтобы пополнить бак бензином, нужно всего лишь доехать до заправки. Чтобы заправить электродвигатель, необходимы часы. Обычное время - три - пять часов. А если необходимо ехать куда-то далеко? Скажем, расстояние в тысячу километров на обычном бензиновом или дизельном автомобиле преодолевается с одной заправкой. Причем, бензоколонки не такие уж дорогие, - их можно поставить и в чистом поле на базе контейнеров. А вот зарядка электродвигателя, скажем, за час, - это необходима мощность порядка 100 Квт...

EN