Эпоха Возрождения: идеал "титанической личности" (Виктория Маркова)


Загрузить mp3-файл

Что мы помним об эпохе Возрождения, хотя бы из курса средней школы?  Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан... Но что случилось в конце XV-го века в Италии, почему началась эпоха Возрождения? Наша собеседница - Виктория Маркова, главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, доктор искусствоведения, ведущий специалист по эпохе Возрождения. 

Виктория МАРКОВА: Это действительно великая, уникальная эпоха, и вопрос, почему это случилось именно тогда, требует некоторого объясгнения. Дело в том, что это случилось гораздо раньше. Италия - особая страна, она отличается от всех прочих европейских стран, потому что именно на этой сравнительно небольшой территории был расцвет Древнего Рима, Римской империи.

Не случайно эпоха Возрождения получила это имя, - а оно пришло в европейскую культуру достаточно поздно, только в XIX-м веке, - но само понимание, что люди XV - XVI-го века возрождали некие идеалы, представления об искусстве, сложившиеся еще в античности, понимание, что они возвращаются к национальным корням, пытаются вернуть национальной культуре ее собственный язык, идеалы и тот расцвет, который она когда-то переживала, - осознание этой задачи возникло в Италии очень рано.

Вообще-то оно возникло еще во времена Данте и даже еще раньше - Джотто, - а это рубеж XIII - XIV -го века. Так что с Джотто, собственно, и начинается новое европейское искусство, - живопись отходит от иконописи, вырабатывает новый арсенал изобразительных средств для выражения новых идей.

- То есть живопись воплощала, материализовывала некие глубокие цивилизационные процессы, происходившие в истории человечества?

Виктория МАРКОВА: Несомненно. Мы говорим о том периоде европейской культуры, когда эта культура формировалась. И формировалась она именно в Италии.Это был период, когда язык искусства был основным языком коммуникации: люди говорили на этом языке. А в Италии этот язык очень долго оставался универсальным языком общения, национального самовыражения, выражения национального духа. И это тогда был самый мощный, общедоступный и общеупотребимый язык, - язык архитектуры, живописи, тогда как литература была все-таки уделом более узкого социального круга...

EN