Эзотерика поэзии (Юлий Аранов)


Загрузить mp3-файл

Тексты, созданные на одном языке, переводят на другой; какие потери и приобретения происходят при переводах, и к чему это ведет? Наш собеседник - Юлий Аранов, независимый издатель, переводчик, специалист-исследователь истории суфизма и всего, что связано с этим учением; сотрудничающий с российским издательством «Энеагонн пресс».

- Начнем с суфийских текстов; они производят впечатление многослойного пирога: их можно читать и перечитывать и находить разнообразные смыслы, вложенные в них авторами. Почему эти тексты обладают (по крайней мере, так принято считать на Западе) некоей магической силой?

Юлий АРАНОВ:  Суфии, в отличие от толкователей других эзотерических направлений, придавали огромное значение литературе. Возможно, это было связано с особенностями арабского и персидского языков, с литературным наследием, которое находилось в их распоряжении. Как бы то ни было, они считают книгу интрументом и, соответственно, относятся к тексту как к инструменту, который способен менять сознание. Он не может, конечно, принести просветление, но способен подготовить человеческое сознание к неким экстрасенсорным переживаниям, к другому восприятию.

Во-первых, суфии использовали много сказки; использовали поэзию, начиная со средних веков. Можно сказать, что они монополизировали персидскую, арабскую поэзию: практически вся поэзия либо писалась суфиями, либо находилась под влиянием суфиев. А те, кто суфиями не был, старались им подражать. Одним из таких людей (скорее всего, суфием) был Омар Хайям, который передавал некие важные суфийские идеи чеоез поэзию.

Почему еще была очень важна литература, причем, литература светская, а не религиозная (это очень важно!)? Потому что суфии никогда не считали, что все духовное знание сосредоточено исключительно в религиях. Они считали, что часть духовного знания сосредоточена в религиях, часть - в фольклорной литературе, сказках, былинах, часть - во вполне светской поэзии, и еще часть - в медицине. То есть огромная огромная часть эзотерического наследия сохраняется еще и в хилерских практиках. То есть, иными словами, во всевозможных целебных процедурах, которые имеют целью не просто лечить людей, но также сохранить некоторые способы, методы работы с естественными материалами, с телом, энергиями и так далее...

 

EN