Время от времени мы говорим о системах, в которых существует
человечество, пытаясь описать способы существования и трансформации этих
сообществ - как людей, так и наций. В этой программе "Неизвестной
планеты" мы попытаемся обрисовать теоретические модели самоорганизаций
антропосистем, понять, каким образом общество развивается, переходит из
одного состояния в другое, существуют ли здесь какие-то закономерности, и
можно ли их познать и на основании этих познаний пытаться планировать
развитие этих обществ.
Последнюю задачу наша собеседница доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Галина Гавриловна Ершова считает едва ли не главной...
ЕРШОВА: На самом деле, когда идут разговоры политологов, пафосно
описывающих случившееся, всегда возникает вопрос: извини, дорогой, а где
был твой прогноз?! И это действительно очень тонкий элемент
представлений о нашем обществе; описать то, что было в прошлом, мы можем
всегда...
- С одной стороны, вроде бы звучит убедительно, что описать уже
произошедшее просто. Но... Вы - специалист по цивилизации древних майя,
ваш учитель - Юрий Кнорозов, расшифровавший письменность древних майя...
Я к чему вспомнил древних майя: что случилось с ними? Понастроили
прекрасных пирамид-городов, а потом пришли испанцы. Но, согласно
официальной истории, испанцы пришли уже на руины цивилизации древних
майя? Так?
ЕРШОВА: Нет. Это, скорее, официальная журналистская версия
событий. На самом деле (в общем, в ученой среде это и не дискутируется)
хорошо известно, что цивилизация майя возникла примерно во втором -
третьем столетии нашей эры; в шестом - девятом веках наступил ее
расцвет. Расцвели города-государства, наступила богатая жизнь, появилось
огромное множество надписей...
Но после девятого века пришел некий упадок. Связан он с тем (и, кстати,
это тоже относится к нашей теме), что вторгаются полудикие варвары с
севера - всякие тольтеки, - голодные, жадные. Вторгаются, грабят,
захватывают территории, и цивилизация майя приходит в состояние
государственного упадка.
Но это не значит, что сами майя куда-то исчезают, потому что даже сейчас
несколько миллионов майяязычных индейцев проживает на территории
Мексики, Гватемалы, Белиза. Но исчезает цивилизация, а значит, в момент
ее наивысшего расцвета что-то в этой цивилизации было не так, и это
"что-то" позволило ее разрушить, разрушить власть. Действительно, власть
исчезает, а народ - простые общинники, земледельцы - просто
разбредаются по тем же землям. Кто-то остается на своих землях,
продолжая заниматься тем же, чем и всегда, другие - иммигрируют, пытаясь
выжить, подальше от захватчиков. Но, собственно, сами они никуда не
исчезают.
А вот в XII-м веке наступает новая эпоха: общество майя осознало ошибку,
"неправильность" ригидной системы власти, не приспособленной к
стрессам, не умевшей меняться вовремя. И майя, переработав эту ошибку,
начинают формировать совершенно новое общество...