«ГАМЛЕТЙОРИК»: преодоление страха неизведанного (Юлия Бугуева)


Загрузить mp3-файл

В Библиотеке иностранной литературы  открыта выставка московской художницы Юлии Бугуевой «ГАМЛЕТЙОРИК». Выставка организована в рамках проведения перекрестного Года культуры России и Великобритании, Года культуры в России, а также празднования 450-летия со дня рождения английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Это серия графических изображений, созданных под впечатлением от трагедии Шекспира «Гамлет», одной из самых знаменитых и сложных пьес в мире...

- "ГАМЛЕТЙОРИК" - это же не иллюстрации к пьесе Шекспира?

Юлия БУГУЕВА: Безусловно, это не иллюстрации; это, скорее, впечатления, если их можно так назвать. "Гамлет" совершенно не случайно оказался в моей жизни; в одиннадцать лет я увидела фильм "Гамлет" с нашим замечательным Смоктуновским. Признаюсь, это была моя первая любовь: я была ошеломлена фильмом, исполнением и, конечно, образом гамлета. Меня потрясла сцена, где Гамлет держит флейту, предлагая Розенкранцу или Гильденстерну сыграть на ней. Они отказываются, говоря, что не умеют. "Это так же просто, как лгать", - отвечает Гамлет. А потом говорит: "Что же вы думаете, со мной проще, чем с флейтой? Меня можно расстроить, но играть на мне нельзя!"

Это стало для меня ключевой фразой: я поняла, что играть на мне нельзя... Я смотрела фильм десятки раз, читала-перечитывала пьесу... Влюбившись в Смоктуновского, я полюбила Шекспира...

В прошлом году, когда у меня в Ясной поляне проходила выставка,  посвященная Данте, вдруг директор Библиотеки иностранной литературы Екатерина Юрьевна Гениева предложила мне сделать "Гамлета". Выражаясь языком современных подростков, я "упала с дуба", и не только потому, что я давно была влюблена в этот образ...

Юлия БУГУЕВА: Все получается как-то очень просто: я беру карандаш и начинаю рисовать. У меня всегда сначала появляются рисунки, - уж такова моя технология, отработанная годами, - . а уж потом я бегу за рисунками с текстами... Но вдруг я стала замечать, что рисунки у меня начали появляться довольно странные; там активно появились образы смерти, которые немало напугали и меня, и моих домочадцев. Затем ни с того ни с сего появился образ шута Йорика, который, как известно, в пьесе существует только в виде черепа. У меня же появился совершенно полноценный шут, который существует очень активно...

Юлия БУГУЕВА: Гамлета часто обвиняют в том, что он сомневается, никак не может приступить к отмщению. Но если внимательно прочитать знаменитый монолог "Быть или не быть...", то в конце Гамлет говорит о том, что главная проблема человечества заключается в том, что страх смерти и страх неизведанного превращает людей в жалкие, немощные существа, которые не могут достойно жить в мире, где правит неправедность, жадность, любодеяние....

EN