Бронислав
Виногродский -
один из ведущих специалистов по Китаю современному и древнему, философ, автор
интереснейших книг. Он читает Конфуция на древнекитайском и одновременно думает
о судьбах России. Вероятно, этим можно объяснить появление текста,
озаглавленного "Геополитическая история духа русского народа"...
ВИНОГРОДСКИЙ: Во-первых, почему геополитическая? Наблюдая происходящее,
которое меня не слишком сильно вдохновляет на оптимизм, как и многих моих
соотечественников, я решил выяснить, что же у нас осталось объединяющего в этой
стране. Есть огромное количество ценностей, но среди них я не заметил никаких
общегосударственных ценностей (конечно же, кроме цен на нефть), которые
объединяли бы дух русского народа.
Нам удалось объединиться вокруг цен на нефть, и то на короткий период, когда мы
пытались распилить этот бюджет на всех. Его не хватало, но я по-настоящему
задумался, видя, как, о чем бы ни заговорили русские люди (даже по поводу
духовных ценностей), - немедленно начинается распря. Одному нравятся
коммунистические идеи, другому подавай либерализм, третьему - "сильную
руку", а четвертый уверен, что лучше страну вообще растащить на пятнадцать
стран, сдаться Китаю, и пусть китайцы что-нибудь здесь построят. Или предлагают
повсюду ввести православие; а как же наши татары?..
Я говорю: послушайте, давайте все-таки разберемся, какие у нас общие ценности.
И в конечном итоге я пришел к выводу, что существует два основных класса общих
ценностей. И первый класс - конечно же, то, что нас всех объединяет территория,
ограниченная государственными границами. На ней есть административное деление,
которое в том числе представлено реками, горами, равнинами. И мы, собственно,
почти не уделяем внимания тому, что это за территория и зачем она нам дана.
Почему, например, народы живут так, а не иначе, почему человеку, живущему в
Москве (мне, например) нужна Камчатка.
В отношении многих вещей вопросы не задаются. А почему я, собственно, обязан
любить Чукотку? Могу заметить, что роль государства - дать человеку
непротиворечивые ценности, чтобы человек не задавал вопроса, почему он должен
что-либо любить, а чтобы он просто любил. То есть если человек понимает, что
это его страна, и каждая ее частичка неразделимо связана с целостностью этой
страны, а страна живет в человеке, она существует для его детей и досталась ему
от его родителей, то человек понимает, что все это нужно любить.
Согласитесь, у нас же были образы! Пусть иногда они были какие-то дурацкие (на
уровне "я люблю тебя, жизнь, я шагаю с работы устало", или "от
Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей", но ведь
действительно складывалось ощущение, что и горы, и моря, и льды, и пустыни -
все это часть моей страны.
Я отношусь к предыдущему историческому периоду очень критично. Считаю, что
сейчас, как бы ни было сложно, - все-таки лучше. Другое дело, что если тот
период был параноидальным, то нынешний - шизофренический...
- Итак, первая объединяющая категория - территория...
ВИНОГРОДСКИЙ: Территория и русский язык. Собственно говоря, ценности и
образуются способом языкового мышления. Но чтобы понять, в чем эти ценности,
нужно разобраться, в чем основная ценностность русской языковой культуры как
таковой, русского языкового уклада. А уже потом понять, каким образом этот
русский языковой уклад стал преобладающим, почему он способен дать эти ценности
и другим народам, которые живут на нашей общей территории...