Идеология как основа образования (Бронислав Виногродский)


Загрузить mp3-файл

В прошлой программе мы говорили о том, что нужно внимательнее приглядываться к Китаю, чтобы понять, где находится Россия и каким образом она может существовать рядом, вместе, параллельно во времени со своим великим соседом. Выяснилось, что у китайцев есть, - по крайней мере, так утверждает российский синолог Бронислав Виногродский, - понимание того, что такое Китай, как он существует и как он должен и может существовать в будущем. В России же с этим определенные проблемы, - проблемы скорее идеологические...

ВИНОГРОДСКИЙ: В первую очередь идеологические. И проблемы эти - проблемы образования. Ведь сейчас какие у нас основные специальности, на которые ориентируются дети? Это в основном специальности, связанные с экономикой, юридическими делами; психология входит в их круг в значительно меньшей степени.

Проблема состоит в том, что экономика сама по себе как таковая ничего не решает, если у тебя нет фундаментального понимания, что, собственно, основными операторами экономики являются люди. Что люди производят ценности, а не машины, которые тоже создают люди; без понимания этого ты в конце концов запутаешься. Очень важно создать правильную систему образования. Это в первую очередь система образования, которая позволяет человеку научиться правильно мыслить.

Что такое научиться правильно мыслить? С моей точки зрения, это очень интересный вопрос. Как это ни абсурдно звучит, научиться правильно мыслить - это научиться предсказывать будущее, правильно понимать, каким образом твои мысли мутируют во времени, переходя из одного периода времени в другой. Так вот Китай, где главной всегда являлась "Книга перемен", в качестве основной ценности из искусств ума выдвигал прогнозирование, способность предсказывать точные качественные и количественные перемены, которые происходят с объектом в результате его прохождения через циклы времени.

С этой точки зрения и можно единственно рассматривать эту самую "Книгу перемен", которая является основой построения идеологических систем. Потому что у нас на самом деле сейчас нет никакой целостной системы, которая лежит в основе построения идеологических конструкций. Это наблюдается и на государственном, и на личностном уровне; в принципе нам предложены так называемые монетарные англосаксонские схемы, чтобы направлять наше продвижение во времени от точки рождения к точке смерти. То есть человек говорит: я должен зарабатывать больше денег, чтобы построить хороший дом и так далее.

Вопрос, в каком отношении находятся деньги с переживанием целостности бытия, переживанием счастья, здоровья, потому что наблюдения говорят о том, что они отнюдь не находятся в некоем гармоничном соотношении. Очень часто люди, которые зарабатывают большие деньги, оказываются абсолютно несчастными; они не способны сохранить целостность своего тела, целостность своей семьи, теряют целостность рода, вступая в противоречия с детьми...

- Так что же: как в Новом Завете, раздать имущество бедным и стать паломником?

ВИНОГРОДСКИЙ: Есть вещи, которые можно решать только до того как они возникли. По сути дела, подавляющее большинство экзистенциальных проблем, проблем существования могут быть решены только на уровне создания подходов до того, как возникла ситуация. Если у тебя уже заболел желудок, говорить о том, что проблему можно решить, если не съесть лишний кусок, проблема ведь не решится. Более того, если ты в этот момент не положишь в тарелку этот кусок, ты обязательно положишь его за ужином. Если ты не наведешь порядок в голове, если ты не совершишь предварительно какие-то действия до того как вступишь с этими "кусками" в соприкосновение, ты никогда не достигнешь состояния здоровья.

- Получается, наша система образования принципиально порочна? И людей учат совсем не тому, а процесс-то необратим?!

ВИНОГРОДСКИЙ: Получается, что у нас отсутствует сама система образования. Математика, русский язык, черчение могут быть осмыслены лишь в том случае, если существует общая система ценностей. Потому что можно научиться хорошо забивать гвозди, это прекрасное дело, но если кто-то не строит стен, в которые можно забивать гвозди, для чего нужно это искусство забивания гвоздей?..

EN