Исследование знания (Бронислав Виногродский)


Загрузить mp3-файл

Тема этой передачи - философия Чжуан-цзы, одного из величайших древнекитайских философов, которая датируется IV-м веком до н.э., и книга, которую переводил и комментировал Бронислав Виногродский, один из ведущих специалистов по Китаю, философ и автор интереснейших книг...


- Обращает на себя внимание уже первая глава книги - "Бессмысленные гуляния"...

ВИНОГРОДСКИЙ: Эту главу еще переводят как "Вольные гуляния"; это выражение является в китайской традиции символом вольности, способности мудрого человека следовать течению не каких-то внешних установок, навязанных ему целей, а внутренним движениям своего духа. Надо сказать, что Чжуан располагается вообще особняком, - он невероятно красив, и в китайской и мировой культуре его можно сопоставить разве что с Платоном, пусть даже и очень приблизительно. То есть Платон тоже очень красив по языку; диалоги Платона с учениками изящны, в них видна красота мысли.

Чжуан виртуозен даже по сравнению с Платоном; Чжуан-цзы - это стиль. И в этой книге, когда я ее переводил, даже в ущерб достоверности я пытался добиться звучания каждой фразы. То есть я в основном редактировал...

- Но он же говорит в основном притчами...

ВИНОГРОДСКИЙ: На самом деле это вообще особый жанр. Впервые я читал Чжуан-цзы в двадцать один год и был потрясен: это перевод Любови Позднеевой. В принципе моя книга - наверное, третий перевод Чжуан-цзы на русский язык из достаточно целостных (я его перевел не полностью, а только часть, которая носит название "Внутренние главы".) Есть еще перевод Владимира Малявина, и надо сказать, что эти три перевода различаются очень сильно, и в первую очередь - по звучанию, стилистике, звуку, по основной ноте. То есть для меня каждая фраза Чжуан-цзы упругая, наполненная...

Он говорит об относительности идеальных схем этого мира, о том, что сознание и знание представляют собой определенные сущности, которые можно изучать и исследовать так же, как и внешнюю среду.

- Одна из глав - "Истинное знание истинных людей": "Как же разобраться, что знание, названное мной небесным, не является человеческим, а то, что названо человеческим знанием, не является небесным?" И еще пара фраз: "Когда ты такой, истинный человек, - не жалеешь об упущенных возможностях, не гордишься собой, если сделал нужное действие. Когда ты такой - поднявшись высоко, не испытываешь страха. В воде не мокнешь, в огне не горишь, и только с таким знанием движешься вверх и выходишь на путь, чтобы стать таким"... Абстракция?

ВИНОГРОДСКИЙ: Нет, абсолютно не абстракция. Основателем даосизма является Лао-цзы, а Чжуан-цзы - как бы второй по значимости текст. Здесь надо понимать, какова была основная цель даосизма. А основной целью даосизма было достижение физического бессмертия...

EN