Что представляет собой информационное пространство, в котором мы все
существуем? Мы - это радиослушатели, телезрители, интернет-пользователи,
читатели газет и журналов. Ощущение такое, что информации - избыток, и
все же автор программы пригласил известного писателя, философа Дмитрия Евгеньевича Галковского, чтобы задать ему некоторые вопросы, связанные с нашей темой.
Дмитрий Галковский известен в том числе как автор
удивительного философско-исторического исследования под названием
"Бесконечный тупик". Кроме того, он весьма популярен в узких кругах
интернет-пользователей как автор популярного блога. Поэтому у него есть
опыт общения с аудиторией, а также наработанный материал по наблюдению
за этой аудиторией в течение долгих лет...
- Итак, как менялось информационное пространство, в котором существует человечество? Есть ли какие-то этапы, вехи?
ГАЛКОВСКИЙ: Разумеется, есть несколько основных этапов, причем
люди, как правило, недооценивают их масштаб. Человечество жило в
совершенно разные эпохи, и очень трудно представить общество до
преодоления определенного информационного барьера. Думаю, первым таким
доцивилизационным барьером было овладение устной речью, когда животные с
проблесками разума научились общаться друг с другом.
Думаю, момент возникновения речи произошел тогда, когда животное
научилось говорить "нет", то есть научилось отказываться от какой-то
навязанной извне программы. Потому что если, допустим, летит селезень, а
утка сидит в пруду и начинает призывно крякать, то у селезня в голове
щелкает некая программа, и он тут же садится рядом, чем и пользуются
охотники с подсадными утками. Причем, у него есть какие-то
предохранители; если он видит, что утка одна, он понимает, что там
что-то не то. Поэтому уток должно быть несколько (и охотники сажают пять
- шесть подсадных уток). Но в общем это программа робота; не может
селезень, притом что это довольно высокоразвитое животное, сказать: я не
хочу, не буду.
Когда же возникает феномен проявления воли (это самое "не хочу"), тогда и
возникает речь. Возникает интеллектуальная игра, возможность ходов не в
реальности, а в информационном пространстве, в пространстве вербальном.
Но это, конечно, скорее проблемы биологии, а не истории. А
информационный этап в историческое время - это возникновение письменной
речи.
Письменная речь - очень высокий уровень абстрактного мышления, и мы
этого сейчас не понимаем: нам это дается автоматически. И люди не
понимают, что еще в начале XIX века в самых крупных европейских городах
подавляющее большинство вывесок не имело буквенного выражения. Если это
была булочная, там висело изображение кренделя, если парикмахерская -
ножниц. Люди, которые могли читать, составляли три - пять процентов
населения даже крупного города. А если брать прошлое, то это было
сакральное знание, доступное очень небольшому числу людей. И когда
говорят, что в Древнем Риме все умели читать, там были какие-то школы,
то это скорее фантазии периода эпохи Просвещения, которым нужно было
создать античные образцы, чтобы им подражать...
Конечно, когда появилась письменная речь, появилась и история в
современном смысле слова, появилась преемственность между поколениями.
До этого уровень достоверности устной речи был ниже в десятки раз, ею
невозможно без ошибок передавать информацию. Не случайно устная
информация соединяется в сознании, в языке с понятиями "сплетни",
"слухи" и так далее.
И, думаю, древние города, древние цивилизации возникли в значительной
степени еще до письменности, потому что письменность - сложное
образование, гораздо проще построить дом или укрепленный военный пункт,
чем пользоваться письменной речью. Неграмотные крестьяне столетиями
жили, не подозревая о существовании письменной речи, но имели достаточно
рационально устроенные деревни и вполне логичный тип и ритм жизни. Так
же поддерживалась жизнь в древних городах, - на весьма примитивном
уровне, но все-таки это были города - с городскими стенами и так далее.