Когда человечество сказало «нет» (Дмитрий Галковский)


Загрузить mp3-файл

Что представляет собой информационное пространство, в котором мы все существуем? Мы - это радиослушатели, телезрители, интернет-пользователи, читатели газет и журналов. Ощущение такое, что информации - избыток, и все же автор программы пригласил известного писателя, философа Дмитрия Евгеньевича Галковского, чтобы задать ему некоторые вопросы, связанные с нашей темой.

Дмитрий Галковский известен в том числе как автор удивительного философско-исторического исследования под названием "Бесконечный тупик". Кроме того, он весьма популярен в узких кругах интернет-пользователей как автор популярного блога. Поэтому у него есть опыт общения с аудиторией, а также наработанный материал по наблюдению за этой аудиторией в течение долгих лет...

- Итак, как менялось информационное пространство, в котором существует человечество? Есть ли какие-то этапы, вехи?

ГАЛКОВСКИЙ: Разумеется, есть несколько основных этапов, причем люди, как правило, недооценивают их масштаб. Человечество жило в совершенно разные эпохи, и очень трудно представить общество до преодоления определенного информационного барьера. Думаю, первым таким доцивилизационным барьером было овладение устной речью, когда животные с проблесками разума научились общаться друг с другом.

Думаю, момент возникновения речи произошел тогда, когда животное научилось говорить "нет", то есть научилось отказываться от какой-то навязанной извне программы. Потому что если, допустим, летит селезень, а утка сидит в пруду и начинает призывно крякать, то у селезня в голове щелкает некая программа, и он тут же садится рядом, чем и пользуются охотники с подсадными утками. Причем, у него есть какие-то предохранители; если он видит, что утка одна, он понимает, что там что-то не то. Поэтому уток должно быть несколько (и охотники сажают пять - шесть подсадных уток). Но в общем это программа робота; не может селезень, притом что это довольно высокоразвитое животное, сказать: я не хочу, не буду.

Когда же возникает феномен проявления воли (это самое "не хочу"), тогда и возникает речь. Возникает интеллектуальная игра, возможность ходов не в реальности, а в информационном пространстве, в пространстве вербальном. Но это, конечно, скорее проблемы биологии, а не истории. А информационный этап в историческое время - это возникновение письменной речи.

Письменная речь - очень высокий уровень абстрактного мышления, и мы этого сейчас не понимаем: нам это дается автоматически. И люди не понимают, что еще в начале XIX века в самых крупных европейских городах подавляющее большинство вывесок не имело буквенного выражения. Если это была булочная, там висело изображение кренделя, если парикмахерская - ножниц. Люди, которые могли читать, составляли три - пять процентов населения даже крупного города. А если брать прошлое, то это было сакральное знание, доступное очень небольшому числу людей. И когда говорят, что в Древнем Риме все умели читать, там были какие-то школы, то это скорее фантазии периода эпохи Просвещения, которым нужно было создать античные образцы, чтобы им подражать...

Конечно, когда появилась письменная речь, появилась и история в современном смысле слова, появилась преемственность между поколениями. До этого уровень достоверности устной речи был ниже в десятки раз, ею невозможно без ошибок передавать информацию. Не случайно устная информация соединяется в сознании, в языке с понятиями "сплетни", "слухи" и так далее.

И, думаю, древние города, древние цивилизации возникли в значительной степени еще до письменности, потому что письменность - сложное образование, гораздо проще построить дом или укрепленный военный пункт, чем пользоваться письменной речью. Неграмотные крестьяне столетиями жили, не подозревая о существовании письменной речи, но имели достаточно рационально устроенные деревни и вполне логичный тип и ритм жизни. Так же поддерживалась жизнь в древних городах, - на весьма примитивном уровне, но все-таки это были города - с городскими стенами и так далее.

EN