Критерии вечные и преходящие (Бронислав Виногородский)


Загрузить mp3-файл

Тема нынешней программы - традиционные методы управления, которые используются нашими великими соседями, которых мы обобщенно называем китайцами.

Что же такого китайцы знают из того, что знать, видимо, необходимо; каким образом они строят философию прогнозирования и управления обществом, и доступны ли эти методы нам? Наш гость - российский синолог Бронислав Виногродский.

Первый вопрос навеян чтением различного рода форумов в интернете, где кое-кто утверждает, что ничего такого особенного у китайцев нет и быть не может, а современным обществом управляют деньги, корысть и те самые политтехнологии, которые известны нам по нашим многочисленным выборам. И все же знают ли китайцы что-то такое, чего не знаем мы?

ВИНОГРОДСКИЙ: Уверенно могу сказать: знают. Конечно же, не все; нельзя сказать, что это знает каждая домохозяйка. Тем не менее существует достаточное количество людей, которые формируют ядро культуры, знают и несут в себе традиционные ценности, которые позволяют, с одной стороны, глядеть на мир по-иному, а не так, как это делается в настоящее время у нас и, следовательно, иначе реагировать на мир. А ведь успех действия зависит от того, насколько правильно оценена реальность - мир, дела, события, - и насколько правильной была реакция на оцененную действительность.

Потому что если ты неправильно оцениваешь реальность, то и реагируешь неправильно, даже если твоя реакция кажется адекватной. Ты можешь враждебность принять за дружелюбие, а дружелюбие - за вражду, а для верной оценки нужно, следовательно, наводить порядок внутри себя. А для этого - разобраться сначала с простыми ценностями, ответить на некоторые извечные вопросы...

И нужно сказать, что в целом китайской традицией, китайской цивилизацией в светской жизни огромное внимание уделяется огромное внимание вопросам: что такое быть настоящим человеком; что такое реализовать свой человеческий потенциал. Причем ищутся не просто абстрактные ответы, - китайцы стараются ответить точно, как правильно быть коммерсантом, правильно делать бизнес, как вообще правильно строить дело. И неважно при этом, что именно ты строишь - танки или оздоровительный центр.

- Так это не только метафизика, скорее, это определение моделей поведения в любых ситуациях?

ВИНОГРОДСКИЙ: Конечно, нельзя определить любые ситуации, но определенные матрицы существуют и вписываются во все ситуации. То есть все ситуации сводятся к определенным типам поведения. Это же очевидно, что существуют определенные правильные и неправильные реакции на ситуации, что связано с какими-то критериями. Вопрос в том, где находятся эти критерии. Он достаточно прост: то ли это чистая прагматика - сколько денег ты с этого заработаешь, то ли сколько ты сотворишь добра, и добрым или злым словом тебя помянут люди. И соответственно человек выстраивает свою линию поведения. В принципе, и у нас многие люди думают о том, какую память они по себе оставят в своей стране, но в последнее время в массовом сознании все мы слишком сильно озабочены чистой прагматикой (что, надо сказать, у нас тоже не очень получается).

Китайская традийия показала нам пример перехода от одной системы к другой, и конечно, тем социализмом, о котором мы имели представление, там не пахнет. И когда гениальный Дэн Сяопин объявил "социализм с китайской спецификой", на самом деле он сделал следующее. Само название Китая подразумевает под Срединным царством не географическое положение, а "царство срединности", то есть "царство уравновешенности и взвешенности". То есть это страна, где высшей ценностью является способность находить средину между добром и злом: не пытаться доходить до абсолютного идеала, но и не мотивировать себя на совершение зла.

Я много общаюсь с людьми и вижу, что для нас этот тип выводов очень проблематичен. Мы говорим: ну, раз нет абсолютного добра - так будем совершать беспредельное зло. "Или пан, или пропал", - присловье ни в чем не знавших меры. Эта система идеалов в основном строится на чувственности. "А я так чувствую", - говорит человек, и ему это кажется достаточным аргументом, чтобы поступить или отреагироваь определенным образом...

Бронислав Брониславович Виногродский родился 19 апреля 1957 года, по образованию синолог. Более 25 лет занимается изучением китайского языка, один из известнейших специалистов в области переводов древнекитайских текстов по техникам взращивания и питания жизни.
Перевел на русский язык главные тексты юго-восточной Азии по медицине - "И Шу" ("Изложение медицины"), "Хуанди нэйцзин" ("Трактат о внутреннем Желтого императора"), "Чжэнь-цзю да чэн" ("Большая антология текстов по иглоукалыванию и прижиганию"), мировоззрению - "И Цзин" ("Книга Перемен" - первый полный русский перевод с крыльями и комментариями), календарю - "Тань мин тун хуэй" ("Исчерпывающий свод троичности судьбы"), коммуникации - "Гуйгу-цзы".
Имеет ряд изданных книг ("Антология даосской философии", "Трактат о внутреннем Желтого императора", "Числа сливы мэй-хуа", "Управление дыханием ци в шаолиньской традиции", "Чжоу И", "Книга Перемен", "Теоретические основы цигун"), сборников стихов и рассказов.

Более пятидесяти раз посещал Китай с поездками различной тематики в практически все регионы Китая и Тайваня. Имеет известность и признание в КНР, Тайване, Западной Европе и Америке. Основатель Клуба Чайной Культуры, Института Социальных Технологий (ИСТ) и Фонда Экологии Социальной Культуры.

EN