Литература: уход с авансцены культуры (Андрей Анатольевич Новиков-Ланской)


Загрузить mp3-файл

Наш собеседник - поэт, филолог, ректор Академии медиа  Андрей Анатольевич Новиков-Ланской, человек, который пишет стихи, повести, романы, преподает искусство восприятия литературы и считает, что литература - это некая духовная практика.  А что представляет собой литература в современном мире, в тех самых контекстах, в которых существуем мы? Ведь, скажем, современные школьники сталкиваются с книгами гораздо меньше, чем поколение тридцати пяти - пятидесятилетних людей...Что же происходит с литературой и книгой в современном мире?

Андрей НОВИКОВ-ЛАНСКОЙ:  В вопросе два аспекта. Первый - что происходит с самой литературой, с литературным процессом, с литературой как искусством, как словесностью. И другой - что происходит с социологией литературы, функционированием литературы в обществе, как общество относится к литературному процессу.

Очевидно, что такого литературоцентричного мира, который в своем наиболее высоком виде сложился в XIX-м веке, веке критического реализма, веке великого русского психологического романа,  - такого мира уже нет: литература с этих вершин уходит. То есть  сейчас, да и, по сути, уже в XX-м веке, литература не является главным искусством, носителем основных норм, смыслов, ценностей, не является основным коммуникатором в искусстве, как это было в веке XIX-м. Поэтому в литературе XX-го века и тем более в сегодняшней нет таких невероятных шедевров, какие были раньше. И мы не назовем ни одного великого писателя XX-го века, который по масштабу был бы сопоставим с Толстым, Достоевским, Пушкиным...

Это, конечно, не означает, что литература умирает; она просто уходит с авансцены, с позиций авангарда мировой культуры. Становится чем-то более маргинальным, более камерным. В свое время так ушел театр: очевидно ведь, что театр не является главным искусством сегодня, хотя, возможно, это великое искусство...В XX-м веке таким главным искусством было кино, но сейчас оно тоже уходит. А главным искусством становится нечто телевизионно-игровое. Но это отдельный вопрос...

Тем не менее, литература жива. Но она становится "поставщиком полуфабрикатов" для других форм массового искусства: литератор пишет сценарии для сериалов... А роман сам по себе вряд ли привлечет к себе особое внимание, даже если он суперраскручен, даже если за него дают премии и он стоит на полках магазинов на самом видном месте; скорее всего, тираж его будет сравнительно небольшим. И всерьез обсуждать его, скорее всего, не будут... А вот если по его мотивам поставят либо голливудский блокбастер или серьезный сериал, - вот тогда то, что заложено в книге, действительно "выстрелит"...

Думаю, по-своему это не так уж и стыдно: все равно все идет от языка, и пока ты этого не напишешь, пока твои герои не начнут говорить, пока ты не пропишешь, что они должны сделать, - они ничего не сделают. То есть в данном случае сценарист - новая ипостась писателя - по сути, лежит в основе всего современного развлекательного мира...

EN