Миф об идеальном государстве (Галина Ершова)


Загрузить mp3-файл

Возможно ли создание идеального государства, причем не в литературной традиции, а на практике? Наша собеседница - доктор исторических наук, профессор Российского Государственного гуманитарного университета (РГГУ) Галина Гавриловна Ершова.

Некоторые, возможно, слышали, что в загадочном по сегодняшним меркам государстве Парагвай когда-то существовала почти идеальная социальная конструкция, которую строили иезуиты с конца XVI века. Может быть, кто-то помнит знаменитый фильм с американским актером Робертом Де Ниро в главной роли, который назывался "Миссия", о том, как иезуиты, то есть члены "Общества Иисуса", прибыли из Европы на территорию нынешнего Парагвая, Боливии и частично Бразилии к индейцам и обучили тех разным ремеслам и вообще устроили их социальную жизнь. Ну, что-то вроде романа Стругацких "Трудно быть богом". Правда ли, что такие цивилизаторы теоретически могли послужить прообразом для Стругацких в их замечательном романе?

ЕРШОВА: Конечно, могли. На самом деле идея создания утопического общества просто преследовала человечество; всем хотелось создать нечто идеальное. Сейчас уже не известно, была ли эта идея запрограммирована иезуитами, или возникла по прибытии на южноамериканский континент, но, тем не менее, они попытались реализовать эту задачу. Но территория была гораздо больше: это были земли и современной Аргентины, и Бразилии, и Парагвая, и Боливии, - достаточно большой регион. Кроме того, это было не единое государство иезуитов, так называемые редукции, или миссии. То есть отдельные поселения, которые обладали своими внутренними правилами, которые не образовывали единого государства. Правда, к этому, видимо, все шло, но идея не реализовалась.

- Конец XVI - го века - это сразу после нашествия конкистадоров или даже параллельно с ними. То есть модель иезуитов была в большей степени либеральной и гуманной, с современной точки зрения?

ЕРШОВА: Она, безусловно, была гуманной. Была ли она либеральной, вопрос дискуссионный. Но одна из версий о причинах возникновения миссий состоит в том, что бразильские работорговцы (поскольку Португалия вела свою политику, отличную от политики Испании в Латинской Америке, и рабство в Бразилии процветало) предпринимали набеги на индейские поселения и угоняли индейцев в рабство.

- Работорговцы - это белые?

ЕРШОВА: Конечно, белые; потругальцы. И вот эта политика фактического геноцида (индейцы не приспособлены для рабской жизни в силу своего исторического и социального развития) приводила к тому, что индейцы вымирали или бежали все дальше от Бразилии. И когда появились иезуиты, их основной идеей было: "Что хорошо Богу - хорошо человеку". Они хотели обратить индейцев в христианство, но для этого индейцы должны были быть как минимум живы.

И иезуиты создали укрепленные самостоятельные поселения, в жизнь которых работорговцы вмешиваться уже не могли. Скажем, одним из жестких правил было следующее: белый человек мог находиться внутри иезуисткого индейского поселения не более двух дней. Точно так же и черные не могли находиться там больше двух дней. С определенной точки зрения, это была такая национальная политика: индейцы и пара отцов-иезуитов. Больше там не было никого.

- Как был устроен быт, социальная структура этих редукций?

ЕРШОВА: Это было структурированное общество; два отца-иезуита руководили всем и давали указания. По принципу, принятому у иезуитов, они определялись способностями каждого члена сообщества. А там могло быть, заметим, до нескольких тысяч индейцев. То есть они выбирали тех, кто был способен к управлению, к воинскому делу, к искусству, к музыке, к архитектуре. Каждый занимался своим делом. Строилась пирамида власти: два отца-иезуита, руководство из индейцев...

Иногда начинают доказывать, что это было какое-то принуждение. Но ведь ничего не стоило расправиться с двумя иезуитами, а дальше - делай что хочешь. Но за всю историю пребывания иезуитов в этом регионе погиб только один отец-иезуит, да и то не от рук индейцев. То есть индейцы прекрасно восприняли предложенную иезуитами структуру, потому что управляли на самом деле они сами - их вожди, военачальники, из подчиненные. Таким образом выстраивалась своеобразная управленческая лестница в соответствии со способностями каждого...

EN