О нечисти и чистой совести (Бронислав Виногродский)


Загрузить mp3-файл

Вместе с Брониславом Виногродским продолжим тему сказок. В одной из прошлых программ мы пытались подобраться к какой-то скрытой сути, ядру, которое содержат все сказки. Конечно же, в двух передачах невозможно исчерпать такую обширную, многоплановую тему, и мы планируем неоднократно возвращаться к теме текстов, которые введены в обиход и которыми пользуется в том числе и население России.

- Тема нынешней программы - в основном персонажи сказок и вопрос, каким образом такого рода тексты могут создаваться, а значит, в какой-то мере авторства сказок. Бронислав Виногродский уже говорил о том, что и Пушкин, и Высоцкий лишь интерпретируют некоторые базовые смыслы, не создавая новых. Но начнем с песни Владимира Высоцкого, где "все путем у нечисти, и даже совесть чистая"...

ВИНОГРОДСКИЙ: ... Я свою линию гну четко: "Вещий Олег свою линию гнул, да так, что никто и не пикнул". В прозвучавшей песне описывается путешествие человека, осознающего себя, в теле его отношений, как внешних, социальных, так и внутренних. В конце концов, пройдя этот путь, человек должен понять, как он устроен, сколько в нем "чисти-нечисти", и не просто осознать эмоционально, а понять механику отношений.

Высоцкий, гениальный поэт, с помощью тончайших речевых оборотов описывает по-настоящему вещие вещи, сущности, которые позволяют ведать. (Слова "ведать" и "вещать" - однокоренные, они восходят к понятию знания). Значит, поэт сообщает знание через образные ряды, правильно отражая их во встроенном слове языка, обнажая глубинные смыслы и показывая, как все устроено. У Высоцкого "лес дремучий" является базовым, основным символом, который описывает все путешествие, просто всю длинную структуру взаимосвязей он сводит к одному понятию. Но ведь и в реальности лес дремучий - не просто несколько палок, а сложная живая система, сложнейшая биомеханика. В нем живет невероятное количество всяких сущностей, связанных между собой сложнейшими биохимическо-экологическими законами.

То есть сказка - она и в реальности сказка, просто в обычной жизни мы ограничиваем сказку какими-то механическими схемами и говорим: лес дремучий? Да мы здесь просеку прорубим, дорогу проложим. Но, прокладывая дорогу через это неведомое, мы тем не менее, все время будучи "добрыми молодцами" или "купцами", зачем-то исследуя эту реальность, постоянно попадаемся в лапы какой-то нечисти, живущей, кстати говоря, в большей степени внутри нас. И она всегда готова нас прищучить, прижучить, взбаламутить наши тайные омуты, и хотя мы и ученые, но нет-нет, и из этого тайного омута иногда в тебе такая грязь подымется...

- Каким же образом подобная сказка действует на сознание маленького ребенка, еще не владеющего письменностью, и какого рода образы, мыслеформы могут закладываться в его сознание, если он слышит про леших, водяных, бабу Ягу?

ВИНОГРОДСКИЙ: Я много раз об этом рассказывал; вот, скажем, баба Яга ассоциируется с чем-то веселым. Потому что в санскрите "баба" - это мудрец, а "Яга" звучит примерно как "йога". То есть мудрец йоги, сидящий в лесу. Можно сказать, что это лишь забавное совпадение звуков, но, вполне возможно, и смыслов.

Не буду подробнее говорить об этом, но вполне вероятно, что многие сказки содержат очень древние архаические образы, которые у многих народов совпадали. Образы живут в крови, а кровь представляет собой сложнейший биохимический жидкий кристалл, в котором выстраиваются сложнейшие связи на фундаментальном уровне. И, нагруженная определенной смысловой и эмоциональной энергией, сообщением о рискованных, сложный движениях и действиях, она создает в сознании слушающего сказку ребенка какие-то глубинные, правильные связи...

EN