Вместе с Брониславом Виногродским продолжим тему
сказок. В одной из прошлых
программ мы пытались подобраться к какой-то скрытой сути, ядру,
которое содержат все сказки. Конечно же, в двух передачах невозможно исчерпать
такую обширную, многоплановую тему, и мы планируем неоднократно возвращаться к
теме текстов, которые введены в обиход и которыми пользуется в том числе и
население России.
- Тема нынешней программы - в основном персонажи сказок и вопрос, каким
образом такого рода тексты могут создаваться, а значит, в какой-то мере
авторства сказок. Бронислав Виногродский уже говорил о том, что и Пушкин, и
Высоцкий лишь интерпретируют некоторые базовые смыслы, не создавая новых. Но
начнем с песни Владимира Высоцкого, где "все путем у нечисти, и даже
совесть чистая"...
ВИНОГРОДСКИЙ: ... Я свою линию гну четко: "Вещий Олег свою линию гнул,
да так, что никто и не пикнул". В прозвучавшей песне описывается
путешествие человека, осознающего себя, в теле его отношений, как внешних,
социальных, так и внутренних. В конце концов, пройдя этот путь, человек должен
понять, как он устроен, сколько в нем "чисти-нечисти", и не просто
осознать эмоционально, а понять механику отношений.
Высоцкий, гениальный поэт, с помощью тончайших речевых оборотов описывает
по-настоящему вещие вещи, сущности, которые позволяют ведать. (Слова
"ведать" и "вещать" - однокоренные, они восходят к понятию
знания). Значит, поэт сообщает знание через образные ряды, правильно отражая их
во встроенном слове языка, обнажая глубинные смыслы и показывая, как все
устроено. У Высоцкого "лес дремучий" является базовым, основным символом,
который описывает все путешествие, просто всю длинную структуру взаимосвязей он
сводит к одному понятию. Но ведь и в реальности лес дремучий - не просто
несколько палок, а сложная живая система, сложнейшая биомеханика. В нем живет
невероятное количество всяких сущностей, связанных между собой сложнейшими
биохимическо-экологическими законами.
То есть сказка - она и в реальности сказка, просто в обычной жизни мы
ограничиваем сказку какими-то механическими схемами и говорим: лес дремучий? Да
мы здесь просеку прорубим, дорогу проложим. Но, прокладывая дорогу через это
неведомое, мы тем не менее, все время будучи "добрыми молодцами" или
"купцами", зачем-то исследуя эту реальность, постоянно попадаемся в
лапы какой-то нечисти, живущей, кстати говоря, в большей степени внутри нас. И
она всегда готова нас прищучить, прижучить, взбаламутить наши тайные омуты, и
хотя мы и ученые, но нет-нет, и из этого тайного омута иногда в тебе такая
грязь подымется...
- Каким же образом подобная сказка действует на сознание маленького ребенка,
еще не владеющего письменностью, и какого рода образы, мыслеформы могут
закладываться в его сознание, если он слышит про леших, водяных, бабу Ягу?
ВИНОГРОДСКИЙ: Я много раз об этом рассказывал; вот, скажем, баба Яга
ассоциируется с чем-то веселым. Потому что в санскрите "баба" - это
мудрец, а "Яга" звучит примерно как "йога". То есть мудрец
йоги, сидящий в лесу. Можно сказать, что это лишь забавное совпадение звуков,
но, вполне возможно, и смыслов.
Не буду подробнее говорить об этом, но вполне вероятно, что многие сказки
содержат очень древние архаические образы, которые у многих народов совпадали.
Образы живут в крови, а кровь представляет собой сложнейший биохимический
жидкий кристалл, в котором выстраиваются сложнейшие связи на фундаментальном
уровне. И, нагруженная определенной смысловой и эмоциональной энергией,
сообщением о рискованных, сложный движениях и действиях, она создает в сознании
слушающего сказку ребенка какие-то глубинные, правильные связи...