Отпечаток и сущность времени (Юлиия Бугуева)


Загрузить mp3-файл

Поговорим о том, что есть искусство; попытаемся дать определение феномену и разобраться в символизме. А с вопросами обратимся к Юлии Бугуевой, которая не так давно уже была в нашей студии; мы говорили о хиромантии.

А вообще Юлия - известный художник; скоро в Музее Востока в Москве открывается выставка ее работ. Эти работы удивительны, и автор программы надеется, что часть из них со временем будет вывешена на сайте "Неизвестной планеты". Итак, что такое искусство, орнамент, символика, символизм? Возможно ли дать какое-то близкое к энциклопедическому определение?


БУГУЕВА: Думаю, чтобы получить энциклопедическое определение, достаточно открыть энциклопедию. Мне же хочется сказать, что, прожив уже достаточно большую жизнь в этом самом искусстве, я каждый раз пытаюсь сама ответить на свой собственный вопрос, что это за тайна, чудо, откуда все это берется. И в конце концов, занимаясь хиромантией, пришла к такому выводу: к чему бы мы ни прикасались руками, мы на всем оставляем отпечатки наших пальцев. А искусство - отпечатки нашей души, потому что руки никогда не лгут, а искусство создается руками - это основной инструмент.

Удивительная тайна искусства заключается в том, что оно никогда не лжет. Даже так называемое пафосное искусство эпохи тоталитаризма, где изображаемое следовало идеологическим установкам, как наше знаменитое искусство социалистического реализма, где в самые голодные годы изображались веселые колхозники среди немыслимого изобилия. Сегодня это рассматривается как потрясающее свидетельство неправды этой идеологии. Вообще такие произведения выражают суть идеологии. Когда мы смотрим эти фильмы, картины, видим памятники, наконец, архитектуру тех времен, - это есть абсолютное выражение души того времени. Поэтому искусство - абсолютная правда, и это тайна - и самая удивительная тайна - искусства.

- Если говорить о смысле слова "искусство" - "искушение", "искус" - не отсюда же?

БУГУЕВА: С одной стороны - конечно. Но я недавно была в Словении на художественном симпозиуме, и один из художников, бывший гражданин России, очень успешный (он занимается тем, что вместе с женой расписывает католические соборы) сказал мне: Юля, скажи, пожалуйста, почему в России не очень хорошо относятся к художникам? Допустим, в Словении быть художником - очень почетно и достойно. Я ответила: посмотри, у нас "художник" - от слова "худо", а у них - "уметник", умеющий, или "сликарь" - тот, кто пишет лики. А писание ликов - это прежде всего писание ликов святых. Поэтому художник - "уметник" - пользуется там большим уважением. Этимология слова "художник" у нас очень многим непонятна; во всех однокоренных словах вылезает это "худо". А на самом деле я думаю, что это именно "уметник".

Дело в том, что говоря об искусстве, мы всегда пользуемся символами, и символом может стать все что угодно. Здесь как раз мы можем обратиться к этимологии слова "символ"; оказывается, оно имеет греческие корни и означает "связывать". Очевидно, связывать нас, зрителей, с некими силами, некими, очевидно, высшими смыслами, потому что изначально искусство никогда не было отделено от реальной жизни, от простой физической жизни человека, где он должен был каждый день бороться за существование, сохранять свою жизнь, думать о своем потомстве. Потому что любой кувшин или горшок, выкопанный из глубоких платов земли, как правило имеет насечки, совершенно определенный рисунок, и эти насечки не имели не случайного характера...

EN