Подоплека одной истерии (Андрей Синельников)


Загрузить mp3-файл

Продолжим попытки разобраться с тайными орденами, теориями заговоров и конспирологией; сейчас это все происходит на фоне всемирной истерии по поводу фильма и книги американского журналиста Дэна Брауна "Код да Винчи".

Какие-то коды, которые великий Леонардо да Винчи оставил нерасшифрованными в своих картинах; эти коды есть якобы и в архитектуре. И истерия, которую автор программы наблюдал, будучи в Европе, в Италии, вполне напоминает то, что происходит, скажем, в России или на Украине: кассовые сборы бьют все рекорды, а народ массово начинает интересоваться, что такое тамплиеры, масоны и правда ли, что есть некое тайное правительство, которое нас, профанов, на протяжении столетий водит за нос.

Наш гость - Андрей Синельников, писатель, исследователь, режиссер, автор нескольких документальных фильмов. Среди его книг -"Интервью с масоном", "Средневековая империя евреев"; а недавно писатель вернулся из Израиля, где присутствовал на открытии "Русской ложи Шотландского обряда". И первый вопрос гостю: что происходит с массовым сознанием? Спонтанна ли эта вспышка, или же сознанием умело манипулируют?

СИНЕЛЬНИКОВ: Умело манипулируют, - это однозначно. А кроме того, народ всегда нуждался в сказках, тайнах и конспирологии, и в этой части "Код да Винчи" отвечает чаяниям народа. Какие же коды вскрывает книга и фильм? Книга базируется на хороших материалах, которые Браун взял у исследователей (М. Бейджент, Р. Ли - "Святая Кровь и Святой Грааль") и сделал из этого достаточно забавный детектив. Фильм, с моей точки зрения, не удался; очень трудно, не читая книгу, понять, о чем вообще идет речь.

Действительно ли авторы открыли какой-то новый пласт знания, или же это существовало ранее? Ранее это просто не имело такого шумного успеха. Существовала наука криптография, которая изучает принципы и методы преобразования данных с целью сокрытия информационного содержания; эта наука давно известна, и все шифровальные коды, вся тайнопись построена на ее данных. Есть наука конспирология, которую Александр Дугин, один из наших исследователей, назвал "веселой наукой постмодерна". Это наука о заговорах, оккультных силах и могущественных тайных организациях, которые производят всемирные заговоры и правят миром при помощи тайных пружин.

Темы конспирологии сегодня вышли на первый план, но появились они не сегодня. Был знаменитый фантаст Еремей Иудович Парнов, который выпустил на экраны еще в советское время картину "Ларец Марии Медичи". У него есть знаменитая книга "Клочья тьмы на игле времени", где рассматривается история многих тайных обществ. В 90-е годы вышел известный фильм "Секретные материалы", в 97-м - фильм "Теория заговора", так что "Код да Винчи" опирался, что называется, "на плечи гигантов".

- То есть это звено цепи регулярных информационных вбросов, предназначенных... Для чего?

СИНЕЛЬНИКОВ: Наверное, чтобы постоянно поддерживать общество в напряжении, доказывая, что существуют некие тайные силы, правящие всем миром, силы могущественные, непобедимые, нераскрываемые, опутавшие мир своими щупальцами наподобие жуткого спрута.

- Но существуют ли реальные коды? Раз существуют шифрограммы, существуют разведки и контрразведки, то борьба-то происходит?

СИНЕЛЬНИКОВ: Наверное, борьба происходит, но коды, показанные в фильме, не в укор фильму такими кодами не являются. То, что да Винчи писал в зеркальном отражении - так существует теория, согласно которой вся латынь - вообще зеркально отраженный иврит. Эта теория достаточно широко известна, и в Англии даже существует школа иврита, основанная на том, что берут чисто английский текст, зеркально отображают его и получают текст, написанный на иврите. Так что это не такая уж сложная конспирология, что да Винчи писал в зеркальном отражении; очень многие люди того времени любили именно так зашифровывать свои письма. Все остальные коды, показанные в фильме, да и в книге, сомнительны; скажу больше: кодами там и не пахнет...

EN