Полотна каменных галерей (Арсен Анатольевич Фараджев)


Загрузить mp3-файл

Тема программы - наскальное искусство, или, как говорят, наскальная живопись. Многие слышали об этом феномене, и тема эта действительно интересна. Наш гость - Арсен Анатольевич Фараджев, кандидат исторических наук; тема его диссертации - "Наскальное искусство Карелии". С 95-го года Арсен Фараджев - представитель России в Международной федерации организаций по изучению наскального искусства.


- Итак, зачем древние люди занимались этим видом искусства (если это вообще искусство), и правда ли, что наш способ мышления несколько отличается от того, который был присущ нашим предкам несколько тысячелетий назад? Как вообще наскальное искусство возникло в вашей жизни, и каково состояние науки, его изучающей, сейчас?

ФАРАДЖЕВ: Рассказать о том, что любишь, чему предан всю жизнь, - огромное удовольствие. Случилось так, что в детстве мне захотелось построить машину времени, и я даже уговорил своего одноклассника; созданием машины времени мы занимались у меня на балконе, и мы были уверены, что сможем сколотить ее из фанерных ящиков. И все было здорово, но мы на беду приколотили нашу машину времени к деревянному полу балкона. А не работала она только потому, что я не встретил второго такого же увлеченного человека, с кем можно было бы путешествовать во времени.

В это же время в моей жизни появились книги о первобытных художниках: "Охотники на мамонтов", "Листы каменной книги", "Борьба за огонь", "Пещерный лев"; я не знаю современных авторов, которые поднимали бы эту тему. И поскольку я глубоко люблю искусство, мне очень интересно, как оно началось. Этот вопрос позволяет понять, что, собственно, в нас человеческого, потому что способность создавать изображение и воспринимать его и есть то немногое, что нас отличает от других млекопитающих. Разумеется, плюс язык, позволяющий создавать представления о прошлом и будущем.

Но основное - это, конечно, образы. Даже не будучи художниками, люди смотрят на картины и с легкостью узнают пейзаж, портрет, натюрморт. И если бы они оказались в пещерах верхнего палеолита во Франции или на территории Северной Испании, они с таким же успехом легко узнали даже тех животных, которых никогда не видели. Потому что способность воспринимать образы, даже не умея рисовать, у нас врожденная.

- Наскальное искусство - научный термин?

ФАРАДЖЕВ: Научный термин - первобытное искусство. Потому что первобытное искусство состоит из двух категорий памятников: наскальных изображений и изображений мелкой пластики. Это могут быть какие-то фигурки, сделанные из камней или глины; в Историческом музее коллекция мелкой пластики колоссальная, и есть отдел, который занимается ее изучением. Наскальные изображения представлены в пещерах, в так называемых убежищах (по-английски это называется shelter - укрытие) или же на открытых поверхностях под открытым небом. Вот три места расположения наскальных рисунков.

- Где географически наибольшее количество наскальных изображений?

ФАРАДЖЕВ: Есть два региона, которые резко отличаются от всего остального мира. Это Австралия и Южная Африка. Более того, наскальные рисунки там продолжают создавать. Эта традиция жива, и в этом уникальность обоих регионов. В Австралии, как известно, в центре большая пустыня, а на побережье - узкая полоса берега со всевозможными бушами, реками, водопадами. На севере есть национальный заповедник Какаду, где протекает речка Аллигатор, и фактически по всему побережью расположены всевозможные памятники...

- Ваша диссертация посвящена Карелии...

ФАРАДЖЕВ: ...Я родился и вырос в Советском Союзе, а тогда все было немного по-другому. Проще всего было добраться до Карелии, а именно до Онежского озера: одна ночь - до Петрозаводска, потом - на ракете переехать на противоположный восточный берег, и в районе Бесова Носа - большое количество наскальных рисунков под открытым небом, на гранитных берегах.

Следующее скопление - триста километров севернее, на побережье Белого моря, в низовьях реки Выг. Там построена система электростанций, а в низовьях реки - три крупных скопления - это Бесовы Следки, - в 68-м году там был построен бетонный павильон, который сейчас находится в аварийном состоянии, и Залавруга - так называемая Старая Залавруга и Новая Залавруга. на самом деле это один памятник, который был открыт двумя разными исследователями с интервалом в тридцать лет...

EN