Судя по письмам наших слушателей, тема тайных союзов, тайных обществ,
масонов, иезуитов, рыцарей Мальтийского ордена - одна из самых
популярных. Автор программы приглашает специалистов из разных областей
знаний, чтобы попытаться высветить этот социальный феномен. Наш нынешний
собеседник - профессор Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук Галина Гавриловна Ершова.
- В свое время вы делали фильм о нетленном теле буддийского ламы
Итигилова; вы - ученица Кнорозова, расшифровавшего письменность майя.
Выяснилось, что великий ученый Юрий Кнорозов интересовался еще и тайными
обществами. Этот поворот кажется неожиданным; как серьезные люди могут
заниматься масонами?
ЕРШОВА: Масоны - только часть этой огромной темы. Удивительно: я
тоже не знала этой подробности в научной деятельности Кнорозова, пока не
побеседовала с Вячеславом Всеволодовичем Ивановым, который знал
Кнорозова в пятидесятые годы. Оказалось, что Кнорозов с 43-го года
продолжал учебу в Московском университете вместе с Гумилевым, который
вернулся из ссылки, и писателем Валентином Берестовым; они были
друзьями, и у них сложился мужской союз - закрытое общество, где они
обсуждали тему появления в том числе и тайных обществ. Откуда они
взялись, как манипулируют людьми, и как Коммунистическая партия,
оказывается, реализует задачи тайных союзов.
- Компартия - как прообраз тайного общества?
ЕРШОВА: Нет, как вполне сформировавшаяся модель, удачливая в
реализации задач тайных обществ. Они исходили из позиции, что начало
появления тайного общества следует искать в племенных мужских союзах.
Они возникали не в тех племенах, которые мы знаем по более поздним
представлениям - с развитой иерархией; это начальная фаза организации
людей, общины, где мужчины объединялись в сообщества, отделенные от
женского участия. Там как раз и задумывались все формы организации жизни
племени - от банальной организации войны, хозяйственных работ и прочих
подобных функций до формирования особой системы власти и контроля над
остальным обществом.
Все эти явления имели характерные черты. В этнографии есть понятие
"мужского дома". В некоторых обществах мужской дом - это место, куда
помещают только юношей и мальчиков, которые обучаются мужскому
взаимодействию без влияния женщин. Иногда доступ в эти мужские дома
имели все мужчины племени. Возникает вопрос: а почему "мужские"? Это
тоже очень интересный вопрос, поому что изначально родство велось по
женской линии. Женщина являлась контролирующей инстанцией: кто от кого
родился, она контролировала вопрос выживаемости своего потомства. А
мужчины должны были защищать племя, работать.
Например, "женский дом" выдвигал мужчин в особый мужской совет. Видимо,
на каком-то этапе мужчинам это надоело, и они решили взять власть в свои
руки и организовали мужские дома. Эти сообщества становились все более
тайными. Почему тайными - понятно, потому что они восходили к эзотерике -
древним предкам, духам. Мужчины общались с иными силами природы и
жизни, получая оттуда знания и советы.
- А как возникла иерархия? На первый взгляд, племенная иерархия
должна строиться просто по возрастному принципу: чем человек старше, тем
более важная должность ему полагалась. Когда вождь совсем уж
состаривался, его заменяли...
ЕРШОВА: Совершенно верно, так и было. Существует целый ряд
инициаций. Сначала мальчик только начинает заниматься первой мужской
работой, потом он вступает в фазу полового созревания и может уже
вступать в брак. И все эти возрастные этапы сопровождались обрядами
посвящения. Все это было перенесено и на более поздние структуры.
Скажем, что такое совет старейшин? Это то же самое - калька с древних
мужских племенных домов.
- Значит, совет старейшин и есть первое тайное общество? Может,
характер обсуждения на этом совете не становится достоянием всех, просто
все знают, что совет старейшин существует. А можно ли проследить
историю их возникновения и попытаться понять, почему они разные? Были бы
одни масоны, или одни иезуиты (или какие там еще есть способы
объединения мужчин.)
ЕРШОВА: Военные, религиозные, политические, - признаки, по
которым можно объединять мужчин, довольно ограничены. А вообще линию
проследить можно. Потому что если в племени есть эзотерические тайные
общества, из которых вырастает каста жрецов, то это уже идеологическая
сфера (вспомните, у многих религий для жрецов существовало понятие
целибата, то есть не вступления в брак; таким образом они избавлялись от
любого женского влияния). В средневековой Европе это чаще были военные
союзы, от которых пошли рыцарские ордена - закрытые военные образования,
которые тоже потом начинали претендовать на более широкое влияние и
более широкую власть...