Прообразы тайных сообществ (Галина Ершова)


Загрузить mp3-файл

Судя по письмам наших слушателей, тема тайных союзов, тайных обществ, масонов, иезуитов, рыцарей Мальтийского ордена - одна из самых популярных. Автор программы приглашает специалистов из разных областей знаний, чтобы попытаться высветить этот социальный феномен. Наш нынешний собеседник - профессор Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук Галина Гавриловна Ершова.

- В свое время вы делали фильм о нетленном теле буддийского ламы Итигилова; вы - ученица Кнорозова, расшифровавшего письменность майя. Выяснилось, что великий ученый Юрий Кнорозов интересовался еще и тайными обществами. Этот поворот кажется неожиданным; как серьезные люди могут заниматься масонами?


ЕРШОВА: Масоны - только часть этой огромной темы. Удивительно: я тоже не знала этой подробности в научной деятельности Кнорозова, пока не побеседовала с Вячеславом Всеволодовичем Ивановым, который знал Кнорозова в пятидесятые годы. Оказалось, что Кнорозов с 43-го года продолжал учебу в Московском университете вместе с Гумилевым, который вернулся из ссылки, и писателем Валентином Берестовым; они были друзьями, и у них сложился мужской союз - закрытое общество, где они обсуждали тему появления в том числе и тайных обществ. Откуда они взялись, как манипулируют людьми, и как Коммунистическая партия, оказывается, реализует задачи тайных союзов.

- Компартия - как прообраз тайного общества?

ЕРШОВА: Нет, как вполне сформировавшаяся модель, удачливая в реализации задач тайных обществ. Они исходили из позиции, что начало появления тайного общества следует искать в племенных мужских союзах. Они возникали не в тех племенах, которые мы знаем по более поздним представлениям - с развитой иерархией; это начальная фаза организации людей, общины, где мужчины объединялись в сообщества, отделенные от женского участия. Там как раз и задумывались все формы организации жизни племени - от банальной организации войны, хозяйственных работ и прочих подобных функций до формирования особой системы власти и контроля над остальным обществом.

Все эти явления имели характерные черты. В этнографии есть понятие "мужского дома". В некоторых обществах мужской дом - это место, куда помещают только юношей и мальчиков, которые обучаются мужскому взаимодействию без влияния женщин. Иногда доступ в эти мужские дома имели все мужчины племени. Возникает вопрос: а почему "мужские"? Это тоже очень интересный вопрос, поому что изначально родство велось по женской линии. Женщина являлась контролирующей инстанцией: кто от кого родился, она контролировала вопрос выживаемости своего потомства. А мужчины должны были защищать племя, работать.

Например, "женский дом" выдвигал мужчин в особый мужской совет. Видимо, на каком-то этапе мужчинам это надоело, и они решили взять власть в свои руки и организовали мужские дома. Эти сообщества становились все более тайными. Почему тайными - понятно, потому что они восходили к эзотерике - древним предкам, духам. Мужчины общались с иными силами природы и жизни, получая оттуда знания и советы.

- А как возникла иерархия? На первый взгляд, племенная иерархия должна строиться просто по возрастному принципу: чем человек старше, тем более важная должность ему полагалась. Когда вождь совсем уж состаривался, его заменяли...

ЕРШОВА: Совершенно верно, так и было. Существует целый ряд инициаций. Сначала мальчик только начинает заниматься первой мужской работой, потом он вступает в фазу полового созревания и может уже вступать в брак. И все эти возрастные этапы сопровождались обрядами посвящения. Все это было перенесено и на более поздние структуры. Скажем, что такое совет старейшин? Это то же самое - калька с древних мужских племенных домов.

- Значит, совет старейшин и есть первое тайное общество? Может, характер обсуждения на этом совете не становится достоянием всех, просто все знают, что совет старейшин существует. А можно ли проследить историю их возникновения и попытаться понять, почему они разные? Были бы одни масоны, или одни иезуиты (или какие там еще есть способы объединения мужчин.)

ЕРШОВА: Военные, религиозные, политические, - признаки, по которым можно объединять мужчин, довольно ограничены. А вообще линию проследить можно. Потому что если в племени есть эзотерические тайные общества, из которых вырастает каста жрецов, то это уже идеологическая сфера (вспомните, у многих религий для жрецов существовало понятие целибата, то есть не вступления в брак; таким образом они избавлялись от любого женского влияния). В средневековой Европе это чаще были военные союзы, от которых пошли рыцарские ордена - закрытые военные образования, которые тоже потом начинали претендовать на более широкое влияние и более широкую власть...

EN