Шедевры живописи: смыслы и подтекст (Алексей Волобаев)


Загрузить mp3-файл

Попробуем разобраться с некоторыми смыслами шедевров живописи. Алексей Волобаев, арт-бизнес-эксперт, имеющий репутацию очень качественного специалиста в области живописи, утверждает, что многое знает о том, что изображено на этих полотнах...

- Картина "Возвращение блудного сына" голландского художника Рембрандта (XVII-й век) - полотно, находящееся в Эрмитаже, легко вспоминается практически каждым человеком. На коленях стоит уже не очень молодой человек, прижимаясь к отцу, который возлагает на него свои руки. Какова история этой картины и история смыслов полотна? Известно, что история смыслов, воспринимаемая зрителями, в разные эпохи меняется...

Алексей ВОЛОБАЕВ: Эрмитаж, который является одним из главных музеев мира, имеет две истории коллекционирования. Это история коллекционирования Петра Первого и история коллекционирования Екатерины Второй. И они очень различаются, потому что если Петр покупал то, что ему просто нравилось, - а среди этого было много и очень качественного, и некачественного материала, - то Екатерина поступила грамотно: она работала через агентов.

В результате у Екатерины в Эрмитаже появились лучшие на то время коллекции, которые можно сравнить, пожалуй, только с парижским Лувром. Одним из таких агентов был ее фаворит Дмитрий Алексеевич Голицын, который по поручению императрицы купил из парижского собрания последнего герцога де Кадрусса в 1766-м году эту фантастическую картину...Надо сказать, что в то время как французы беднели, императорская казна пополнялась, и поэтому возможности Екатерины были весьма серьезными...

- Говорят, что коллекция картин Рембрандта в Эрмитаже - лучшая в мире...

Алексей ВОЛОБАЕВ: Бесспорно. Потому что если мы возьмем коллекцию в Рейксмюзеум в Амстердаме, то ее основой являются ранние парадные портреты Рембрандта. Они очень живописны и красивы, но с точки зрения истории искусства это не столь важно. Мы знаем, что в первый период жизни Рембрандт выполнял заказы богатых амстердамских буржуа, - писал на заказ фронтальные понятные портреты, не имеющие ничего общего по качеству живописи с работами его последнего периода жизни, которые, собственно, и ценятся среди искусствоведов, коллекционеров и всех любителей живописи...

 

EN