Тайны древних скрижалей (Галина Гавриловна Ершова)


Загрузить mp3-файл

Наша собеседница Галина Гавриловна Ершова, доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), занимается в том числе нейрофизиологией и науками, связанными с деятельностью мозга. И у слушателей "Неизвестной планеты" накопилось несколько вопросов, в которых Галина Ершова поможет разобраться...


- "Неизвестная планета" решила заняться производством документального кино, - написанием сценария и придумыванием видеоряда для фильма о происхождении письменности. Откуда у человека взялась способность складывать крючочки, буковки и иероглифы в фонетические слова - смыслы? Как произошел этот фазовый переход, приведший к появлению письменности?

ЕРШОВА: Вообще-то это история очень давняя... Вы представили меня как человека, увлекающегося психофизиологией; на самом деле это междисциплинарность - то, без чего гуманитарные науки современности не могут развиваться. И все, что связано с коммуникацией в любом виде - речью или письмом, все безусловно связано с психофизиологией: как человек реагирует на окружающую действительность и как пытается ее отразить; в этом и состоит суть проблемы.

На самом деле жесты человека как обозначение неких явлений - это правополушарное реагирование, средство передать некий образ, некий смысл. Потом возникает речь, и возникает она именно для того, чтобы усложнить коммуникативную информацию. А происходит это вовсе не просто. Юрий Валентинович Кнорозов, дешифровщик письмен майя, занимался как раз проблемой возникновения речи и письма. Так вот, человек становится человеком, когда возникает речь и когда он начинает осознавать себя во времени - прошлом, настоящем, будущем...

Возникновение речи тоже было процессом не быстрым. Человек обладает способностью воспроизводства сорока фонем; сорок звуков (плюс - минус) - то, что позволяет ими легко оперировать. И неважно, кто этот человек - африканец, австралиец, англичанин, - да кто угодно. На определенном этапе это простой сигнал, и поэтому первоначально в распоряжении индивида будет всего лишь около сорока сигналов. Но на каком-то этапе мозг человека научается эти сигналы сдваивать; сдваивание сигналов открывает неограниченные возможности для вкладывания в них различных смыслов и передачи информации.

Это становится революционным шагом: сигнал сдваивается, и комбинаторика сорока исходных элементов лежит в основе того, что становится речью...

EN