Наша собеседница Галина Гавриловна Ершова, доктор исторических
наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета
(РГГУ), занимается в том числе нейрофизиологией и науками, связанными с
деятельностью мозга. И у слушателей "Неизвестной планеты" накопилось
несколько вопросов, в которых Галина Ершова поможет разобраться...
- "Неизвестная планета" решила заняться производством документального
кино, - написанием сценария и придумыванием видеоряда для фильма о
происхождении письменности. Откуда у человека взялась способность
складывать крючочки, буковки и иероглифы в фонетические слова - смыслы?
Как произошел этот фазовый переход, приведший к появлению письменности?
ЕРШОВА: Вообще-то это история очень давняя... Вы представили меня
как человека, увлекающегося психофизиологией; на самом деле это
междисциплинарность - то, без чего гуманитарные науки современности не
могут развиваться. И все, что связано с коммуникацией в любом виде -
речью или письмом, все безусловно связано с психофизиологией: как
человек реагирует на окружающую действительность и как пытается ее
отразить; в этом и состоит суть проблемы.
На самом деле жесты человека как обозначение неких явлений - это
правополушарное реагирование, средство передать некий образ, некий
смысл. Потом возникает речь, и возникает она именно для того, чтобы
усложнить коммуникативную информацию. А происходит это вовсе не просто.
Юрий Валентинович Кнорозов, дешифровщик письмен майя, занимался как раз
проблемой возникновения речи и письма. Так вот, человек становится
человеком, когда возникает речь и когда он начинает осознавать себя во
времени - прошлом, настоящем, будущем...
Возникновение речи тоже было процессом не быстрым. Человек обладает
способностью воспроизводства сорока фонем; сорок звуков (плюс - минус) -
то, что позволяет ими легко оперировать. И неважно, кто этот человек -
африканец, австралиец, англичанин, - да кто угодно. На определенном
этапе это простой сигнал, и поэтому первоначально в распоряжении
индивида будет всего лишь около сорока сигналов. Но на каком-то этапе
мозг человека научается эти сигналы сдваивать; сдваивание сигналов
открывает неограниченные возможности для вкладывания в них различных
смыслов и передачи информации.
Это становится революционным шагом: сигнал сдваивается, и комбинаторика
сорока исходных элементов лежит в основе того, что становится речью...