Что
нужно, чтобы выучить несколько языков? Бывают ли люди, которым изучение
иностранных языков не дается в принципе? Эти вопросы мы задали Дмитрию Петрову, психолингвисту,
полиглоту, знающему десятки языков, синхронному переводчику-профессионалу,
преподавателю дисциплин, связанных с языками....
Изучение языков в принципе может на даваться человеку с какими-то ограничениями
мозговых функций, считает Дмитрий Петров. Если же человек здоров, к тому же
обладает достаточно существенной мотивацией (при этом речь не идет о каких-то
специальных дарованиях или данных), то любой человек со средним уровнем памяти
и определенным интересом к этому делу вполне может овладеть языком, и не
одним...
- Итак, в основе развития личных способностей лежит внутренняя мотивация?
ПЕТРОВ: Если брать набор факторов, необходимых для изучения языка, то
мотивация действительно является солью всего этого "блюда".
- Судя по вашему опыту, существуют ли люди, более способные (или менее
способные) к языкам? Или опять же речь идет лишь о более или менее
мотивированных людях?
ПЕТРОВ:
Разумеется, способности у людей варьируются; есть и определенная степень
владения механизмом собственной памяти. Но при различии всевозможных факторов
можно сказать, что любой физически и психически здоровый человек вполне
способен овладеть несколькими языками. И если задуматься, какой механизм лежит
в основе процесса освоения языка, то во многом он сходен с освоением, скажем,
какого-то вида спорта или музыки: думаю, здесь много похожего: какие-то базовые
навыки, плюс мотивация, плюс целый ряд этапов, через которые предстоит пройти.
- Но многие жалуются, что быстро и качественно выучить большое количество
слов иностранного языка не удается. Идет ли речь о физических возможностях
мозга? Есть ли минимальные и максимальные границы?
ПЕТРОВ: Быстро и качественно хотелось бы научиться всему в жизни; это не
всегда возможно. Но в целом можно сказать, что возможности, ресурсы памяти
существенно расширяются при применении целого ряда техник, разработанных
достаточно давно. В частности, слова должны учиться в контексте, не
изолированно друг от друга; слова должны сопровождаться работой системы
образов. То есть то, что мы воспринимаем зрительно, на слух и посредством
каких-то ассоциаций, несомненно имеет больше шансов остаться в нашей памяти.