Трудности перевода (Дмитрий Петров)


Загрузить mp3-файл

Что нужно, чтобы выучить несколько языков? Бывают ли люди, которым изучение иностранных языков не дается в принципе? Эти вопросы мы задали Дмитрию Петрову, психолингвисту, полиглоту, знающему десятки языков, синхронному переводчику-профессионалу, преподавателю дисциплин, связанных с языками....


Изучение языков в принципе может на даваться человеку с какими-то ограничениями мозговых функций, считает Дмитрий Петров. Если же человек здоров, к тому же обладает достаточно существенной мотивацией (при этом речь не идет о каких-то специальных дарованиях или данных), то любой человек со средним уровнем памяти и определенным интересом к этому делу вполне может овладеть языком, и не одним...

- Итак, в основе развития личных способностей лежит внутренняя мотивация?

ПЕТРОВ: Если брать набор факторов, необходимых для изучения языка, то мотивация действительно является солью всего этого "блюда".

- Судя по вашему опыту, существуют ли люди, более способные (или менее способные) к языкам? Или опять же речь идет лишь о более или менее мотивированных людях?

ПЕТРОВ: Разумеется, способности у людей варьируются; есть и определенная степень владения механизмом собственной памяти. Но при различии всевозможных факторов можно сказать, что любой физически и психически здоровый человек вполне способен овладеть несколькими языками. И если задуматься, какой механизм лежит в основе процесса освоения языка, то во многом он сходен с освоением, скажем, какого-то вида спорта или музыки: думаю, здесь много похожего: какие-то базовые навыки, плюс мотивация, плюс целый ряд этапов, через которые предстоит пройти.

- Но многие жалуются, что быстро и качественно выучить большое количество слов иностранного языка не удается. Идет ли речь о физических возможностях мозга? Есть ли минимальные и максимальные границы?

ПЕТРОВ: Быстро и качественно хотелось бы научиться всему в жизни; это не всегда возможно. Но в целом можно сказать, что возможности, ресурсы памяти существенно расширяются при применении целого ряда техник, разработанных достаточно давно. В частности, слова должны учиться в контексте, не изолированно друг от друга; слова должны сопровождаться работой системы образов. То есть то, что мы воспринимаем зрительно, на слух и посредством каких-то ассоциаций, несомненно имеет больше шансов остаться в нашей памяти.

EN