Возвращение в сказку, часть II (Бронислав Виногродский)


Загрузить mp3-файл

Слушатели "Радио России" могут вспомнить сказки, которые читали детям и внукам, а также те, которые слышали в детстве сами, потому что в этой программе мы поговорим о сказках. С нашим гостем Брониславом Виногродским, одним из ведущих российских и европейских китаистов, мы попробуем порассуждать о культурном феномене, культурном явлении, как русские народные (а также не русские и не народные) сказки.

Попытаемся разобраться, откуда берутся такого рода тексты, какие смыслы они в себе несут, а также зачем и каким образом на разных этапах своей жизни люди могут возвращаться (или не возвращаться) к тем сказкам и историям, которые звучат в этих текстах. А для начала мы решили, что творчество Владимира Семеновича Высоцкого, к которому мы нет-нет, да и возвращаемся, поможет нам разобраться, что такое сказки.

- Итак, каким образом в современном литературоведении распределяются сказки, апокрифы, легенды, сакральные тексты, как Библия, Коран, древние даосские тексты? Как их пытаются различать ученые-традиционалисты и как их вообще можно классифицировать?

ВИНОГРОДСКИЙ: Не выскажу точку зрения традиционной науки, - слишком специальный вопрос, нужно бы освежить знание. А вот о сказках я много размышлял, сопоставлял, поэтому имею свое видение. Сказки записывают с помощью разного рода символов и проведения связей между ними как некую карту путешествия себя в собственном сознании. Человек с помощью сказок получает информацию о том, каков путь его возможной эволюции внутри самого себя.

Попадая в эту историю, человек получает три составляющих этого мира: мир тела (ощущений), мир сознания, мыслей, понятий, концепций, образов, при этом человек получает мир отношений, социума. И, проходя через эти три системы, которые в то же время проходят через человека, он проходит через определенные закономерности, которые поначалу не очевидны, потому что нужно прожить какое-то время. И самое главное, вначале человеку невозможно указать, - он не знает многих слов, тогда как символы универсальны.

Если взять сказку - да хоть про репку, - в ней есть репка, есть некий коллектив, есть случившееся событие. В процессе слушания истории у человека закладывается во внутренней системе отношений схема, которая позволяет понять, что если ты столкнешься с неразрешимой проблемой, выросшей в земле твоих отношений, причем большей, чем человек может достать и употребить, нужно звать в определенной последовательности - от малого к большему - людей на помощь. И в конце концов обязательно сложится такая конфигурация сил, которая охватит некую изначальную закономерность, которая позволит решить проблему. Придет дедка (или мышка), и проблема будет решена.

Я все время перевожу старые тексты, древние, мудрые китайские тексты. И когда перестаешь умничать, то думаешь: Боже, я большего собрания банальностей, простейших вещей, чем эта мудрость, не встречал! Ну например: будь подобен воде. Вода - самая мудрая сущность, потому что стремится всегда вниз... Или: будь текуч как вода, уподобься воде. Ну и что?! Или: три наиболее важных качества мудреца - бережливость, скупость, сдержанность.

- Но получается, что там уже нет образов, а значит, это не сказка...

ВИНОГРОДСКИЙ: Я не говорю про древнекитайские тексты; это другой тип текстов. Сказка есть сказка, в ней всегда есть образы. И эти образы в первую очередь указывают на структуру разума человека в его теле...

EN