Слушатели "Радио России" могут вспомнить сказки,
которые читали детям и внукам, а также те, которые слышали в детстве сами,
потому что в этой программе мы поговорим о сказках. С нашим гостем Брониславом
Виногродским, одним из ведущих российских и европейских китаистов, мы
попробуем порассуждать о культурном феномене, культурном явлении, как русские
народные (а также не русские и не народные) сказки.
Попытаемся разобраться, откуда берутся такого рода тексты, какие смыслы они в
себе несут, а также зачем и каким образом на разных этапах своей жизни люди
могут возвращаться (или не возвращаться) к тем сказкам и историям, которые
звучат в этих текстах. А для начала мы решили, что творчество Владимира
Семеновича Высоцкого, к которому мы нет-нет, да и возвращаемся, поможет нам
разобраться, что такое сказки.
- Итак, каким образом в современном литературоведении распределяются сказки,
апокрифы, легенды, сакральные тексты, как Библия, Коран, древние даосские
тексты? Как их пытаются различать ученые-традиционалисты и как их вообще можно
классифицировать?
ВИНОГРОДСКИЙ: Не выскажу точку зрения традиционной науки, - слишком
специальный вопрос, нужно бы освежить знание. А вот о сказках я много
размышлял, сопоставлял, поэтому имею свое видение. Сказки записывают с помощью
разного рода символов и проведения связей между ними как некую карту
путешествия себя в собственном сознании. Человек с помощью сказок получает
информацию о том, каков путь его возможной эволюции внутри самого себя.
Попадая в эту историю, человек получает три составляющих этого мира: мир тела
(ощущений), мир сознания, мыслей, понятий, концепций, образов, при этом человек
получает мир отношений, социума. И, проходя через эти три системы, которые в то
же время проходят через человека, он проходит через определенные
закономерности, которые поначалу не очевидны, потому что нужно прожить какое-то
время. И самое главное, вначале человеку невозможно указать, - он не знает
многих слов, тогда как символы универсальны.
Если взять сказку - да хоть про репку, - в ней есть репка, есть некий
коллектив, есть случившееся событие. В процессе слушания истории у человека
закладывается во внутренней системе отношений схема, которая позволяет понять,
что если ты столкнешься с неразрешимой проблемой, выросшей в земле твоих
отношений, причем большей, чем человек может достать и употребить, нужно звать
в определенной последовательности - от малого к большему - людей на помощь. И в
конце концов обязательно сложится такая конфигурация сил, которая охватит некую
изначальную закономерность, которая позволит решить проблему. Придет дедка (или
мышка), и проблема будет решена.
Я все время перевожу старые тексты, древние, мудрые китайские тексты. И когда
перестаешь умничать, то думаешь: Боже, я большего собрания банальностей,
простейших вещей, чем эта мудрость, не встречал! Ну например: будь подобен
воде. Вода - самая мудрая сущность, потому что стремится всегда вниз... Или:
будь текуч как вода, уподобься воде. Ну и что?! Или: три наиболее важных
качества мудреца - бережливость, скупость, сдержанность.
- Но получается, что там уже нет образов, а значит, это не сказка...
ВИНОГРОДСКИЙ: Я не говорю про древнекитайские тексты; это другой тип
текстов. Сказка есть сказка, в ней всегда есть образы. И эти образы в первую
очередь указывают на структуру разума человека в его теле...