За дверью иного мира (Галина Ершова)


Загрузить mp3-файл

Наша тема - реинкарнация; наши представления о загробной жизни, представления наших предков и вообще традиция представления мира невидимого в различных традициях и культурах. Наш собеседник - доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Галина Гавриловна Ершова, с которой мы давно дружим и сотрудничаем.

Галина Ершова - в том числе автор нашумевшего фильма о феномене нетленного тела Хамбо ламы Даши-Доржо Итигилова, который в 1927-м году ушел в нирвану. Тело его было эксгумировано спустя семьдесят семь лет, и вполне традиционные ученые разводили руками: тело оставалось нетленным, и многие химико-биологические его параметры соответствовали параметрам тела живого человека.

- Оказывается, представления о том, что бывает после смерти, у различных народов разнообразны и очень интересны. Можно ли проследить истоки представлений человечества о жизни после смерти?

ЕРШОВА: Да, проследить можно, и на самом деле это тот элемент культуры, который проследить легче всего. Потому что первый памятник и первое свидетельство, которые человек оставляет о себе на Земле, это именно свои представления о жизни после смерти в расчете на возвращение в эту жизнь. Поэтому археологи давно работают с этим материалом, понимая, что еще пятьдесят тысяч лет до нашей эры покойников укладывали так, чтобы они потом могли вернуться и родиться вновь. А уже когда мы стали работать с текстами, - устными и тем более письменными, - стало понятно, что люди всегда верили в реинкарнацию, возвращение душ умерших.

- Почему профессор РГГУ, доктор исторических наук занимается этой темой? Вы обратили на нее внимание с точки зрения атавистичности представлений людей о реинкарнации, попытки разоблачить ее, открыть людям глаза с точки зрения материализма?

ЕРШОВА: Наверное, ни то, ни другое. Этнологи, археологи прекрасно знают, что все люди на ранних этапах исторического развития верили в реинкарнацию. И, с одной стороны, это является как бы прошлым, о котором мы и говорим как о прошлом, или же любят рассказывать истории про индийские реинкарнации, всякие душераздирающие истории о том, как мальчик нашел себе богатых родственников и тому подобное. И вдруг мы встречаем такой удивительный феномен в нашей жизни, когда Грабовой начинает спекулировать на вере в реинкарнацию, которая, казалось бы, в нашем прагматическом обществе вдруг проступает вполне реально. Люди платят огромные деньги, веря, что вернутся души умерших родных.

- Если говорить о Григории Грабовом, то последней каплей для властей стали его экзерсисы с Бесланом... Но там ситуация объяснима с точки зрения психологии.

ЕРШОВА: Он и без трагических событий спекулировал на этом, вымогая деньги; это человек без стыда и совести глобального масштаба. Но Беслан, видимо, доконал уже всех; Беслан вывел тему из полуэзотерической, полунепонятной на глобальные проблемы нашего духовного сознания современного общества...

EN