Заповедь великого менеджера (Бронислав Виногродский)


Загрузить mp3-файл

Наш собеседник - Бронислав Виногродский, один из ведущих специалистов по Китаю современному и древнему, философ, автор интереснейших книг. А тема разговора - Китай накануне магической даты: 08.08.08, то есть 8 августа 2008-го года...

ВИНОГРОДСКИЙ: А еще и 08 часов 08 минут; количество восьмерок запредельно, и это означает богатство и развитие. Такой "мистицизм на государственном уровне" - часть китайской культуры, базовая нумерологическая мистика, приписывание определенных значений цифрам, которые содержат номера машин, телефонов, даты...

Она всегда была присуща Китаю, и никто ничего особо против этой мистики не имел, а за телефонные номера с восьмерками платят большие деньги. Восьмерка означает богатство, девятка - длительность, долголетие, семерка - запуск процесса, а шестерка - успешность. Поэтому шестерки, семерки, восьмерки и девятки - самые дорогие цифры в номерах, но восьмерка ценится больше всего, потому что считается, что богатство - основа всего остального счастья. Причем богатство вполне материальное, количество нулей, приписываемое к цифрам денежного выражения.

- А как же древние китайские мудрецы, Конфуций, у которого, по-моему, не так много о богатстве?

ВИНОГРОДСКИЙ: Да нет, писали; у них были, конечно, определенные позиции. Я в последнее время много думаю о Конфуции, потому что, мне кажется, лишь недавно осознал, кто такой Конфуций на самом деле. По крайней мере, на нашей планете это создатель величайшей управленческой школы. Мы все слышали про менеджмент, про MBA (Master of Business Administration), но нам кажется, что это нечто отличное от того, о чем говорили древние мудрецы.

Но Конфуций действительно создал одну из совершеннейших управленческих школ, потому что конкретно воспитывал управленцев. У Конфуция была идея, что общество всегда нуждается в исправлении. Но исправлять общество можно только тогда, когда в управленческой иерархии на верхних позициях есть люди, которые понимают, в чем суть искажения и что нужно исправлять.

- И чем тогда конфуцианство отличается от обычных традиционных религий, например, католицизма, который тоже вроде бы является системой манипулирования?

ВИНОГРОДСКИЙ: Нет-нет, все совсем не так, хотя внешне и похоже; никто ведь из католических иерархов не говорит: выучи законы и иди, занимай государственную должность. Католицизм соединяет с Небом, а конфуцианство соединяет человека с конкретной системой государственного управления.

Конфуций говорит, что общество может управляться правильно только тогда, когда в нем, говоря современным языком, достаточно развита элита, то есть когда количество благородных в прямом смысле людей, душевно, духовно благородных, благородных по типу своего поведения в обществе достигает определенного уровня. Он говорит, что этих благородных людей надо воспитать, что есть качество, которое отличает благородного человека от простолюдина.

Причем это никоим образом не связано с имущественной или социальной иерархией. То есть если ты в душе выгоду ставишь впереди долга, то ты - маленький человек, простолюдин. Если ты всегда в качестве основного побуждения берешь чувство долга, совесть, то ты, следовательно, руководствуешься человечностью. Человечность и совесть в человеке должны быть уравновешены.

- Означает ли это, что элиту можно воспитывать, набирая людей из самых разных социальных слоев? И в чем отличие от панъевропейской модели, где элита, аристократия столетиями пытается сохранить собственный социум достаточно изолированно?

ВИНОГРОДСКИЙ: Конфуций начинается с фразы: "Научиться со временем применять изученное - не в этом ли радость?" Много людей учатся, но мало научаются применять то, чему научились. Поэтому в Китае с этой точки зрения всегда величайшую ценность представляла настоящая образованность. А образованность подразумевала создание в человеке образа человечности, с которым он всегда соотносился. Поэтому вне зависимости от того, из какого сословия происходит благородный человек, он всегда остается благородным человеком...

EN