Жизнь в эпоху перемен (Дмитрий Евгеньевич Галковский)


Загрузить mp3-файл

Наш собеседник - писатель, философ Дмитрий Евгеньевич Галковский, человек, известный тем, кто интересуется в том числе прошлым человечества и человеческой цивилизации и тем, кому небезынтересны футурологические построения.  В частности, Дмитрий Галковский в своем "Живом журнале" и на своих сайтах обосновывает идею о том, что все мы то ли уже живем в цифровой реальности, то ли нам предстоит пережить фазовый скачок и перейти в полностью компьютеризированную реальность...

Дмитрий Евгеньевич Галковский планирует построить настоящий город для профессиональных компьютерных игроков. Это будет в Исландии, где его компания "Цифровая машина" уже приобрела землю и здания.
Сегодня – конспект (первая часть) его часового интервью "Неизвестной планете" на Радио России.
Краткое описание исландского поселения - в нескольких финальных абзацах, в начале же – размышления о наступлении постиндустриальной эпохи, о том, что многим жителям Земли просто нечего делать. Через неделю - вторая часть.

Д. Галковский – современный русский писатель и философ ("Бесконечный тупик" – самая известная его книга), ведёт собственный блог в "Живом журнале".
***
..."Основная проблема 21-го века в избыточной численности населения, которому нечем заняться.
Когда-то в доиндустриальную эпоху центрами цивилизации были города, такие коралловые острова посреди крестьянского моря, моря человеческой биомассы, тягловой силы, представители которой не являлись гражданами, но внушали горожанам и почтение, и ужас. 95 процентов населения когда-то были крестьянами, сельским населением, ответственным за которое, правда, государство себя не считало. Если голод случался в городе, то государственный аппарат предпринимал усилия для того, чтобы накормить горожан. Если это происходило в деревне, то считалось, что "им не повезло", там население попросту вымирало.

Город же использовал крестьянское население в своих утилитарных целях, не считаясь ни с какими их даже гипотетическими правами. Характерный пример: рекрутский набор. Людей по деревням собирали силой, забривали в профессиональные солдаты и отправляли умирать вдали от их малой родины.

В индустриальную эпоху стал пробуждаться, как ни парадоксально, интерес к личности человека: это произошло в бездушную эпоху промышленного империализма (к.19-го - нач. 20-го вв.): человек стал обладать пищевой ценностью, его стало возможным включить в производство, использовать. Пусть даже и на конвейере в виде приспособления для закручивания одной-единственной гайки. Или в гигантской армии, где основная функция человека заключалась в том, чтобы добежать до вражеского окопа, швырнуть туда гранату-другую и умереть.

Со временем от одноразового использования человека стали отказываться, с ним "стали возиться": возникли образование, социальное обеспечение, общегосударственная идеология. Лишних и никому не нужных становилось всё меньше. Да, при развитии промышленного капитализма случались периоды массовой безработицы, но это воспринималось как нонсенс и трагедия, которые старались поскорее прекратить.

Сегодня мы живём в другую эпоху отношений между государством и человеком: уровень гуманизма неизмеримо возрос, люди ужаснулись кошмарам войн, осознали, что это крайнее зло, и стремятся, по крайней мере, в ареале цивилизованных народов этого не допускать. Но одновременно государство и экономика потеряли интерес к каждому конкретному человеку.

Сегодня автоматизация и роботизация выключили огромные массы народа из производства, люди становятся обузой для общества. Каким-нибудь шахтёрам в индустриальных странах проще было бы платить деньги за то, чтобы те вообще ничего не делали!

Нужными остаются лишь научные работники, сотрудники сфер управления и обслуживания, небольшое количество профессиональных военных. Но, в целом, никто больше не нужен.
Сельхозпроизводство превратилось в агропромышленную индустрию, а крестьяне во всех развитых странах получают дотации, превратившись, с точки зрения экономики, в паразитов. Перестал быть нужным и рабочий класс, служащих требуется всё меньше.
Куда девать людей?!

В 18-м веке ненужные люди были предоставлены сами себе, сегодня это дорого, опасно и негуманно: всё-таки во главе современной цивилизации остаётся человек. При этом огромному количеству людей проще было бы выплачивать пособия по безработице, чтобы они просто бездельничали, хотя бы и всю свою жизнь.
Но тут возникает вопрос самосознания человека: в какой мере он будет ощущать себя полноценной личностью, ведя паразитический образ жизни и понимая, что он никак не состоялся, ничего не знает, ничего не умеет и никому не нужен.

Наша новая компания называется "Цифровая машина": разработан бизнес-план и научная программа. Мы хотим нащупать способ существования людей в 21-м веке, сформулировать и осуществить новый тип организации существования человека. Хотим понять, как люди будут жить, что они станут делать, как будут включены в процесс постиндустриального производства.

Государствам и надгосударственным и наднациональным структурам сегодня надо переквалифицировать людей из производителей в игроков.
То есть: вместо того, чтобы для поддержания цивилизованного уровня жизни платить людям пособия, нужно предоставить им возможность зарабатывать те же деньги участием в многопользовательских компьютерных играх.

Такая международная индустрия уже существует и стремительно развивается: во многих играх зарабатывают виртуальную "игровую" валюту. При этом, если правильно выстроены технологические игровые цепочки и схемы взаимодействия участников, у игроков вырабатывается психология специалистов, занимающихся бизнесом и зарабатывающих реальные деньги.
Это совсем не похоже на игры с "однорукими бандитами", где всё зависит от случая. Речь уже идёт о трезвом расчёте, о виде шахмат, о настоящей игре, в которой человек может осваивать теорию, соображать, как переставлять фигуры, добиваться решения стоящих перед ним проблем наиболее эффективным способом.

И вот всё большее количество людей будут переходить в класс профессиональных игроков, и общество будет с этим мириться, в том числе и потому, что у них не будет заниженной самооценки, они будут ощущать себя и востребованными участниками жизни, и "лихими пиратами", понемножку обманывающими общество, получая то, что им не причитается. А на самом деле, причитается.

Ведь совсем скоро вообще всё - от еды до компьютеров - будут производить механизмы. Уже сегодня электронные платы, на которые слой за слоем наносят роботы, растут словно апельсины на деревьях. Человек как примитивное существо, которое переносит тяжёлые предметы с места на место, исчерпывает себя.

Всегда будет востребована лишь небольшая часть людей: творцы, обладатели власти... Остальные...
Ещё в тридцатые годы в своей работе "Человек играющий" голландец Хёйзинга поставил в центр человеческого существования и образа жизни не труд, а именно игру. В этом состоит глубокая правда жизни, которая становится всё более ясной.
Ведь, в конечном итоге, что такое деньги? Все экономические определения хромают.

Деньги - это условность, а их якобы материальная сущность исчезает на наших глазах: появились виртуальные, электронные деньги, криптовалюты, биткойны. Масса транзакций осуществляются в электронных сетях. Существует устойчивое словосочетание:"биржевая игра". Виртуальность денег, их отрыв от реальных производственных процессов были давно известны ограниченному кругу лиц из числа банкиров, финансистов, некоторых посвящённых глав государств. Сейчас это ясно огромным массам населения.

Сами понятия "работа", "труд" меняют смысл: большое количество людей (в основном, фрилансеры) не испытывают ощущения, что они на кого-то работают. Они никуда не спешат и не опаздывают, им не перед кем отчитываться, они никогда не испытывали физического давления работодателя. Они являются обладателями совершенно нового мировоззрения и неспособны представить себе какого-нибудь чиновника Акакия Акакиевича, униженного и забитого гамма-самца, перебирающего бумажки.

Общество атомизируется, превращаюсь из пирамиды в распределённую сеть самостоятельных субъектов.

Наша "Цифровая машина" построит реальный город в Исландии, который будут населять профессиональные игроки в компьютерные игры.

Сегодня в мире упор делается на создание "умных городов", которые функционируют под управлением компьютерных систем: электронные устройства следят за дорожным движением, сбором налогов, экологией. Всё это хорошо, но в этом нет ничего нового: в них живут те же самые жители, что и в других городах. Мы видели такие города в Португалии, Японии, Калифорнии, "Гугл" строит плавучий город... Но всё это ВДНХ, служащие лишь рекламой гигантс гигантских корпораций, которые их возводят, населяя своими же сотрудниками.

Мы построим города, в которых будут жить участники компьютерных игр, и для них игра станет не формой свободного времяпрепровождения, не формой шального заработка как в Лас-Вегасе или Макао. Для них компьютерные игры станут рутинным повседневным занятием, напоминающим отчасти жизнь на карнавале, отчасти туристическую поездку, отчасти пребывание в отпуске.

Это не будут города роскоши для богатых бездельников, то будут внешне обыкновенные населённые пункты. Прообразы таких поселений можно увидеть вокруг крупных международных аэропортов, где в экстерриториальных поселениях обитают транзитные часто летающие сотрудники крупных фирм.

Наш город - это поселение нового типа с небольшим количеством постоянных жителей, обеспечивающих его функционирование и управляющих его инфраструктурой. Будет какое-то количество поселенцев, приезжающих к нам на год. В основном же люди будут приезжать на неделю-другую для участия в реальных компьютерных сражениях, словно на симпозиумы.

Эти люди будут жить, зарабатывая на жизнь компьютерными играми, получая на свой счёт виртуальные игровые валюты или валюту города, средства, которые позволят им покупать реальные товары и оплачивать свой пребывание в нём.

Именно в Исландии, где "Цифровая машина" уже приобрела реальную землю, мы построим наш первый город будущего, в котором станем обкатывать модели будущих поселений. В Исландии это будет городок для 500 постоянных жителей - немало для этой страны с населением 320 тыс.человек. 500 - это тот самый минимум, который позволит городу полноценно функционировать: управленцы, медики, снабженцы, консультанты по недвижимости, сотрудники для поддержания порядка.

Но город этот создаётся для многочисленных визитёров со всего света, постоянно сменяющих друг друга и приезжающих, чтобы прослушать курс лекций, поучаствовать в образовательных семинарах с участием знаменитых игроков, послушать их и поделиться своим видением игрового компьютерного будущего человечества".

Мы построим города, в которых будут жить участники компьютерных игр, и для них игра станет не формой свободного времяпрепровождения, не формой шального заработка как в Лас-Вегасе или Макао. Для них компьютерные игры станут рутинным повседневным занятием, напоминающим отчасти жизнь на карнавале, отчасти туристическую поездку, отчасти пребывание в отпуске.

Это не будут города роскоши для богатых бездельников, то будут внешне обыкновенные населённые пункты. Прообразы таких поселений можно увидеть вокруг крупных международных аэропортов, где в экстерриториальных поселениях обитают транзитные часто летающие сотрудники крупных фирм.

Наш город - это поселение нового типа с небольшим количеством постоянных жителей, обеспечивающих его функционирование и управляющих его инфраструктурой. Будет какое-то количество поселенцев, приезжающих к нам на год. В основном же люди будут приезжать на неделю-другую для участия в реальных компьютерных сражениях, словно на симпозиумы.

Эти люди будут жить, зарабатывая на жизнь компьютерными играми, получая на свой счёт виртуальные игровые валюты или валюту города, средства, которые позволят им покупать реальные товары и оплачивать свой пребывание в нём.

Именно в Исландии, где "Цифровая машина" уже приобрела реальную землю, мы построим наш первый город будущего, в котором станем обкатывать модели будущих поселений. В Исландии это будет городок для 500 постоянных жителей - немало для этой страны с населением 320 тыс.человек. 500 - это тот самый минимум, который позволит городу полноценно функционировать: управленцы, медики, снабженцы, консультанты по недвижимости, сотрудники для поддержания порядка.

Но город этот создаётся для многочисленных визитёров со всего света, постоянно сменяющих друг друга и приезжающих, чтобы прослушать курс лекций, поучаствовать в образовательных семинарах с участием знаменитых игроков, послушать их и поделиться своим видением игрового компьютерного будущего человечества".

 

 


***

EN