Тексты / Публикации / 08.10.2009

Колошин А.
Нитирэн — возмутитель спокойствия.
Колошин А.

Нитирэн — возмутитель спокойствия

За долгие годы в Японии мне много приходилось бывать в местах, так или иначе связанных с именем Нитирэна, знаменитого буддийского деятеля 13 века, на праздниках в его честь, иметь дело с современными организациями, продолжающими его дело. Но сам Нитирэн мало интересовал меня. Уж слишком даже антибуддийским он мне казался тогда со всеми его конфликтами, откровенным мессианством и, страшно сказать, политикой. И только увлекшись Камакурой, столицей первого военного правительства Японии – «бакуфу» с её первыми в стране «сёгунами», я начал понимать всё значение для Японии этой скандальной фигуры.

В 1222 году у побережья рыбацкой деревушки Коминато в провинции Ава (в нынешней префектуре Тиба) в неурочное время и в необычном месте вдруг зацвели голубые лотосы. Все сразу поняли: надо ждать счастливого события. И вот в доме местного рыбака родился сын Дзэннити-маро, а во дворе забил источник. В 12 лет мальчик уже учился в буддийском храме и поражал всех своими познаниями. В 16 он стал жрецом по имени Рэнтё. Идолом храма был бодхисаттва Кокудзо с мечом мудрости в одной руке и с лотосом в другой. Отрок обратился к нему: сделай меня мудрейшим из живущих на свете! Бодхисаттва явился ему во плоти и дал ему сверкающую бусину мудрости, так что Рэнтё   мог сразу постигать суть любой сутры. Учиться в старом храме стало нечему, и тогда отрок отправился по горам и долам по монастырям и храмам страны.

Позднейшие биографы пытались облагородить происхождение мальчика: то он вдруг оказывался сыном самурая, уставшего от службы и кровопролития и сбежавшего ловить рыбу, то вдруг в родне у него объявилась даже знать из придворного клана Фудзивара. Сам будущий великий проповедник за знатностью не гонялся, хотя и понимал, что сына рыбака вряд ли станут слушать. Но, с другой стороны, был же он мудрейшим из живущих!

Путешествуя, мудрейший Рэнтё скоро постиг доктрины всех буддийских сект, изучал конфуцианство, японскую историю, каллиграфию, географию, поэзию и философию. И вот на священной горе Хиэй близ императорской столицы Киото ему открылось: вся истина уже содержится в Сутре Лотоса великого Будды. Он заявил своим учителям: Сутра Лотоса отличаегся от других как небо от земли, как зрелый сыр от молока! Сражённые неоспоримыми аргументами, его учителя ничего не могли возразить. 

Здесь заложена не только основа секты Нитирэн, но и вся череда будущих конфликтов и столкновений. Буддизм находился в состоянии полнейшего хаоса. В стране действовали шесть традиционных буддийских школ, пришедших из Китая. Часть была сильна в императорской столице Киото, часть набирала новую силу в столице военного правительства Камакуре. Но все они дробились и заимствовали друг у друга элементы доктрин, так что ни о какой чистоте учения говорить не приходилось. Каждый основатель новой школы пытался создать свой религиозный компот. И тут является молодой и боевитый безродный мудрейший. С одной стороны, он хочет вернуть буддизму чистоту – значит, он фундаменталист. С другой – сделать свою веру основой спасения не только индивидуума, но и страны и власти – значит, он реформатор. И, конечно, он знает, куда идти со своей миссией. Туда, где реальная власть – в Камакуру. 

Но сначала он возвращается на родину. Именно там родилась богиня Солнца местной религии «синто» Аматерасу. Стоя на вершине горы Сиэй, Рэнтё обращается к первым лучам Солнца со словами «Наму Мёхо Рэнгэ Кё», «Слава Сутре Цветка Лотоса Чудесной Дхармы»! И Солнце встаёт ему навстречу. Тогда он собирает народ и, вновь и вновь взывая к Сутре Лотоса, объявляет себя Нитирэном, Лотосом Солнца. Гениальный ход, обеспечивший ему успех! Вот он, истинно японский буддист, возвращающий Японии величие!

Не сказать, что все буддисты были этим счастливы, а местный властитель Кагэнобу Тодзё даже поклялся его убить. Нитирэн тайно обратил в свою веру родителей, дал им новые имена и сбежал, наконец, в Камакуру нести новое учение. Там он построил себе хижину и приготовился к решающим битвам.

В Камакуре у Нитирэна появились последователи, в том числе и влиятельные, так что голос безродного проповедника стал понемногу слышен. Но на публике он вёл себя как заправский шоумен: приходил на самые оживлённые перекрёстки, собирал под бубны толпу и начинал нести крамолу. По Нитирэну, поклоняющиеся будде Амиде идут прямой дорогой в ад, Дзэн-буддизм – чёрная ложь дьявола, а прочие секты губят страну и запутывают народ. За это толпа поносила его и швыряла камни. Особенно невзлюбили его амидаисты, народ простой, да еще и причастный иногда к крестьянским бунтам. Не раз они хотели расправиться с Нитирэном. Справедливости ради надо отметить, что и последователи Нитирэна были не подарок, учитывая агрессивность своего бесстрашного учителя. 

Тут же доставалось и властям за то, что они ради собственной выгоды манипулируют религией и народом. И правда, власти, например, покровительствовали Дзэн-буддизму, но контролировали его, определяя иерархию его храмов. А в противовес ему подкармливали его конкурентов, наделяя их землями. Но, по Нитирэну, все секты вредны. Следовательно, военное правительство губит страну. Результат: в правительстве тоже не любили этого экстремиста. В стране в то время одно несчастье следовало за другим: пожары, наводнения, тайфуны, землетрясения, голод и болезни. На улицах валялись трупы людей и животных. Так что публичные обличения Нитирэна были властям ни к чему. Тогда Нитирэн решил их достать официальным путём.

Он всё ещё жил в хижине в Мацубагаяцу рядом с Камакурой. Там, где нынче стоит храм Анкокурон-дзи, Нитирэн читал Сутру Лотоса, любуясь далёкой горой Фудзи. Однажды он воткнул в землю посох, тот укоренился и стоит теперь на территории храма развесистой плакучей сакурой. Но большую часть времени он проводил в гроте, ныне закрытом для посетителей, и писал там трактат «Риссё Анкокурон», «Об установлении правильного устройства и введении спокойствия в государстве», который довёл до властей в 1260 году. Там он требовал установить единую и единственно верную официальную религию – свою собственную и признать Сутру Лотоса основой государства. В противном случае Нитирэн грозил новыми бедствиями, в том числе бунтами и иностранным вторжением. За что и поплатился в полной мере.

Однажды августовской ночью к нему явились три белые обезьяны, посланные богом по имени Тайсяку-тэн, и за одежду потащили его из дома. Уже издалека Нитирэн глядел, как какие-то люди жгут факелами его хижину. Так белые обезьяны спасли его от поклонников Амиды и увели в пещеру в горах, где теперь тоже воздвигнут храм. Правительство «бакуфу» не стало ждать, пока амидаисты убъют Нитирэна, и с облегчением сослало его в Идзу. Там он врачевал чтением сутр и приобрёл новых поклонников. В 1264 году он вновь отправился на родину посетить могилу отца и излечить мать. Его давний враг Кагэнобу Тодзё устроил ему засаду. Нитирэн получил удар мечом в лоб и сломал левую руку. Но тут коварный Кагэнобу упал с коня, помешался и вскоре умер. Это ещё больше укрепило славу Нитирэна.

Нитирэн вернулся в Камакуру. Тем временем монгольский правитель Кубилай-хан, уже покоривний Китай и Корею, слал посольства с требованием к Японии подчиниться и стать вассалом его империи. И если в Киото ещё искали какой-то выход, хотя и считали такие требования оскорблением Императора – сына Солнца,  то в Камакуре о сделке с врагом не желали и думать. Пришла угроза вторжения, наступила засуха, страшные пророчества Нитирэна начали сбываться.

Тут воинственный пастырь снова попал в беду. Власти призвали молить о дожде известного своими чудесами монаха Рёкана. «Вызовешь дождь за семь дней, и я отрекусь от своей веры», – сказал ему Нитирэн. Семь дней без результата читал сутры Рёкан и с ним ещё 120 монахов. Потом попросил ещё семь дней и ещё несколько сот монахов в подмогу. Но и это не помогло. Тогда начал читать сутру Нитирэн. Дождь немедленно пошёл. Так Нитирэн опозорил всех монахов сразу. Они потеряли лицо и тут же написали властям донос.

И вот судья Хэй-но Саэмон отдал приказ схватить и казнить Нитирэна, хотя по закону священника можно было лишь в крайнем случае сослать. Триста человек с мечами арестовали его и повели на место казни на берег Тацунокути близ острова Эносима. При аресте воин по имени Сёбо так разошёлся, что бил Нитирэна свитком Сутры Лотоса по голове. Но того в жизни уже много чем били, о чём он потом часто вспоминал. Ночь он провёл в пещере. Стражники молча вывели его на казнь, дивясь его величавой фигуре. Далее последовали чудеса.

Некоторые утверждают, что молния испепелила меч прямо в руке уже замахнувшегося было палача. Но больше в ходу другая версия. Над островом Эносима возник нестерпимо сияющий НЛО и понёсся к месту казни. Совершенно новым предстал перед стражниками Нитирэн, и они в ужасе разбежались. Произошло то, что принято называть Хоссяку Кэмпон, когда спадает видимость и предстаёт истиная суть вещей. Перед ними был более не монах Нитирэн, но то ли бодхисаттва Дзёгё (Высшие Деяния), то ли сам Истинный Будда. Кто именно, спорят и сейчас. Важно другое. Сутра Лотоса предсказывает «век конца Закона», когда истину людям будут нести новые проявления Высшей Сущности. Вот Нитирэн и стал для многих последователей Истинным Буддой «Наму Мёхо Рэнгэ Кё» века конца Дхармы. Впрочем, к этому времени к нему уже бежали гонцы с вестью о замене казни ссылкой на остров Садо.

До чего же последовательно и красиво вёл он всю жизнь свою партию! Даже, похоже, день рожденья подгадал. Будда Шакьямуни умер 15 февраля, а Нитирэн родился 16 февраля, хоть и много веков спустя, чем не наследник! Получивший мудрость от бодхисаттвы, он и сам, как поговаривали, уже давно стал бодхисаттвой. Он близок к Солнцу, богиня Аматерасу откликнулась на его призыв к Сутре Лотоса, значит он причастен к исконной религии и божественной сущности Японии. Он главная фигура буддизма «века конца Дхармы», значит, Япония – центр мира. Он один знает, как принести счастье и спасение не только конкретному человеку, но и властям и стране! И притом абсолютно бесстрашен, прожил свою жизнь в твёрдой вере наперекор всему. В 1271 году в 50 лет Нитирэн попадает вместе с многими последователями на тюремный остров Садо. Он живёт в дырявой хижине на кладбище, носит худую одежду из соломы. Кругом враги-амидаисты, Нитирэна опять хотят убить. Но он обращает убийцу в свою веру. Он разрабатывает все детали своей религии, получившей название Хоккэ-кё. На религиозном диспуте он разделывается с аргументами противника, «...как с арбузом меч». И вот «бакуфу» в 1274 году вновь призывает его в Камакуру. Монголы продолжают угрожать, и правительство желает знать, когда начнётся предсказанное Нитирэном вторжение. «В этом году», - был ответ (монгольские армады и впрямь нападали дважды, в 1274 и 1281 годах, но были развеяны и потоплены «камикадзэ» -- «божественным ветром»). Тогда ему предлагают землю и храм, чтобы он молился о победе. Но Нитирэн отказывается. «Бакуфу» так и не признало его школу единственно верной, а получить подачку – стать в ряд с  другими – он уже не мог. В том же году Нитирэн отбыл из Камакуры и основал обитель Куондзи на горе Минобу в нынешней префектуре Яманаси. Каждый пошёл своей дорогой, и к 1333 году «Бакуфу», военное правительство Камакуры, разорилось и прекратило существование. 

Религия, основанная Нитирэном, крепла, но здоровье его пошатнулось. В 1282 году Нитирэн отправился лечиться. Он остановился во владениях своего последователя Икэгами недалеко от Эдо, ныне Токио. Почувствовав себя плохо, Нитирэн назначил себе наследника и скончался. Его смерть сопровождалась землетрясением, но, радуясь его воссоединению с Буддой, среди красоты осенних листьев вдруг зацвела сакура.

Нитирэн, создатель единственной чисто японской школы буддизма, почти националист, никогда не был человеком мягким. Он вечно лез в политику и к традиционным методам убеждения буддистов прибавил «сякубуку» от слов «сяку» – ломать, и «буку» – подчинять, повергать. Своим современникам он устроил немало «сякубуку». Сейчас его последователи используют могущественное культурное общество «сокагаккай», активное и в России, и даже политические партии Комэйто и Син-Комэйто. Это, конечно, не совсем «сякубуку», но и традиционными такие методы не назовёшь. К началу нового тысячелетия число верующих мирян секты за рубежами Японии достигло 620000.

Несколько лет назад мне пришлось побывать в обители Куондзи. Стояла осень, но среди прекрасной увядающей листвы буйно цвела сакура. На видном месте в моём доме висит теперь подаренная монахами Куондзи небольшая картина – великолепно написанный тушью петух с красным хохолком.          

Рассказывая о Нитирэне, я попробовал дать его обросшую сказками и мифами биографию такой, какой она сложилась в головах верующих, перемежая её полинной историей, как мы её знаем.

EN